Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы развития науки о БЖД

Читайте также:
  1. A. Организм. Индивид. Личность. Ииндивидуальность. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева.
  2. I I I этап развития Медицинской этики
  3. I. Основные этапы развития дерматологии и венерологии
  4. I. Предмет и методы статистической науки
  5. II этап формирования педагогики как науки (Средневековье, эпоха Возрождения)
  6. II. Эволюционные и революционные пути развития психики в онтогенезе
  7. III. Методы исследования в области теории исторической науки
  8. III. Расширение экономических связей со всеми странами мира, получение валютных кредитов для развития собственной экономики.
  9. IV этап развития Медицинской этики
  10. IV. Интеллектуальные соревнования как средство развития интереса к изучению физики
  11. J. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  12. V этап развития медицинской этики - Биоэтика



Классификация опасностей по вероятности воздействия на человека и окружающую среду

Лекция №2

ТЕМА: «ОПАСНОСТИ ПО ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА И СРЕДУ ОБИТАНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ О БЖД. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЖД »

 

План лекции

 

1. Классификация опасностей по вероятности воздействия на человека и окружающую среду

2. Понятия: происшествие, чрезвычайное происшествие, авария, катастрофа, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация

3. Перспективы развития науки о БЖД

4. Аксиомы БЖД

5. Законодательная база БЖД

6. Средства обеспечения безопасности: индивидуальные и коллективные

 

Краткое содержание лекции

 

Материал лекции посвящен вопросам классификации опасностей по вероятности воздействия на человека и среду обитания.

 

Одна из задач данной лекции – научить устанавливать различия между понятиями: происшествие и чрезвычайное происшествие, авария и катастрофа, стихийное бедствие и чрезвычайное положение.

 

Подробно рассмотрены аксиомы БЖД и перспективы развития науки БЖД.

 

Будущие специалисты должны знать основные законы БЖД, на которые им необходимо будет ориентироваться в трудовой деятельности для правильной ее организации, а также знать и умело применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

 

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяются на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива -пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

 

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

 

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и \ или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и \ или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

 

2. Понятия: происшествие, чрезвычайное происшествие, авария, катастрофа, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация



Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

 

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

 

Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

 

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

 

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей или пропажей без вести людей.

 

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными бедствиями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

 

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧС, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

 

Причинами происшествий в технических системах являются отказы и инциденты, количество которых в последние годы непрерывно нарастает.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности технической системы.

 

Инцидент - отказ технической системы, вызванный неправильными действиями оператора.

 

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Несомненно, что она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, ОС, прогнозирования и защиты в ЧС, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.

 

На Всемирном форуме в Рио-де-Жанейро в 1992 г. было указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее - это комплексно решить проблемы развития экономики, сохранения ОС и здоровья людей. Основу этих решений составляет устойчивое развитие всех процессов, всемерная экономия ресурсов, безопасные и экологичные технологии, просвещение и подготовка кадров в области безопасного взаимодействия с ОС.

 

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Наличие информации о среде обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, рационально пользоваться методами и средствами защиты от опасностей.

Воздействие опасностей в условиях производства, жилища, города обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т.п.), поэтому необходим постоянный контроль параметров состояния среды обитания по вредным факторам. Его реализуют системы мониторинга.

 

Мониторинг - слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.

 

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.44.140
Генерация страницы за: 0.009 сек.