КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды деятельности человека
Лекция № 3 ТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
План лекции
1. Виды и формы деятельности человека 2. Классификация условий трудовой деятельности 3. Способы оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности
Краткое содержание лекции
В лекции излагается материал, раскрывающий виды и формы деятельности человека, устанавливается их отличие. Подробно рассматриваются все виды трудовой деятельности, конкретизированы характеристики работ легкой, средней тяжести и тяжелые работы. Студенты знакомятся с уровнями условий труда на производстве, определяются их основные характеристики. Большая часть времени посвящена изучению способов оценки тяжести и напряженности труда.
Структура лекции
1. Виды деятельности человека Физический труд Механизированные формы физического труда Умственный труд 2. Тяжесть и напряженность труда. Способы оценки тяжести и напряженности труда 3. Классификация условий трудовой деятельности
Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций: физический труд, механизированные формы физического труда, умственный труд. (Рис.1)
Физический труд
Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций. Физическая работа подразделяется на два вида: динамическая и статическая. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Если в процессе трудовой деятельности задействовано более 2\3 мышц, то такая динамическая физическая работа называется общей, при участии от 2\3 до 1\3 мышц человека (мышцы корпуса, ног, рук) - региональной, если задействовано менее 1\3 мышц - то это локальная динамическая физическая работа (работа на компьютере).
Физическая тяжесть определяется энергетическими затратами и делится на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые работы.
Легкие физические работы (категория I) делятся на 2 категории: I a - работы проводятся сидя и не требуют значительных физических усилий, I б - работы проводятся сидя, стоя или связанные с ходьбой и требующие некоторых физических усилий. Расход энергии - 139-174 Вт.
Физические работы средней тяжести (категория II) делятся на 2 категории: II а и II б. К категории II а относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и перемещением незначительного груза (до 1 кг) в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории II б относятся работы, где надо много ходить, перемещать и переносить грузы до 10 кг и требующие умеренные физические усилия. Расход энергии - 175-232 Вт, 233-290 Вт.
Тяжелые физические работы - постоянное передвижение, перемещение и перенесение грузов более 10 кг и требующие больших физических усилий. Расход энергии - более 290 Вт. 1.2 Механизированные формы физического труда
Человек выполняет умственные и физические функции. Его (оператора) деятельность происходит по одному из процессов: · детерминированному - по заранее известным правилам; · недетерминированному - когда возможны неожиданные события, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны правила, инструкции
Если оператор работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, то такая форма труда связана с полуавтоматическим и автоматически производством. Характерные черты этого вида труда - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала. Это оператор-манипулятор.
Если в деятельности оператора преобладает удельный вес информационных моделей, когда он работает с заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, то это оператор-наблюдатель. Его рабочее место - конвейер. Физическая работа здесь играет несущественную роль. Но такая работа приводит к быстрому истощению нервной системы из-за ярко выраженной монотонности.
Есть работа оператора, связанная с дистанционным управлением. Основная задача оператора сводится к контролю показаний приборов.
1.3 Умственный труд (интеллектуальная деятельность)
Этот труд связан с приемом и переработкой информации. Он требует преимущественного напряжения внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, а 100 г коры головного мозга требуют кислорода в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной загрузке. При чтении вслух расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94%, у операторов вычислительных машин - на 60-100%. При выполнении человеком умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении появляются сдвиги в вегетативных функциях человека: повышается кровяное давление, изменяется ЭКГ, увеличивается легочная вентиляция и потребление кислорода, повышается температура тела.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |