Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Классификация условий трудовой деятельности




Классификация условий трудовой деятельности

Тяжесть и напряженность труда. Способы оценки тяжести и напряженности труда

 

Тяжесть труда является количественной характеристикой физического труда. Напряженность труда - количественная характеристика умственного труда.

 

При оценке тяжести физического груда пользуются показателями динамической и статической нагрузки.

 

Показатели динамической нагрузки:

 

· масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную

· расстояние перемещения груза;

· мелкие, стереотипные движения кистей и пальцев рук, (количество за смену);

· перемещение в пространстве (переходы), км;

 

Статическая нагрузка - это усилия на мышцы человека без перемещения тела или его отдельных частей.

Показатели статической нагрузки:

 

· масса удерживаемого груза, кг;

· продолжительность удерживания груза, сек;

· вынужденные наклоны корпуса более 30, количество за смену;

· нахождение в наклонном положении, процент сменного времени.

 

При оценке напряженности умственного труда используют показатели внимания, напряженности зрительной работы и слуха, монотонности труда.

 

На производстве различают 6 уровней условий труда:

 

· комфортные условия труда, они обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохраняют его здоровье;

 

· 3) относительно дискомфортные условия труда. Они действуют в течение определенного интервала времени и обеспечивают работоспособность и сохранение здоровья, но они могут вызвать и функциональные изменения. Такие функциональные изменения проходят к началу следующей смены.

 

· Экстремальные условия труда. Приводят к снижению работоспособности, могут приводить к обратимым функциональным изменениям, к стойким изменениям, вызывающим заболевания, к изменениям приводящим к возникновению профессиональных заболеваний, к значительному росту хронических заболеваний, к _ временной утрате работоспособности.

· 6) Сверхэкстремальные условия. Приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

 

Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы. При продолжительности рабочего дня до 7 часов условия труда относят к оптимальному классу, до 9 часов к допустимому, более 9 часов - к напряженному. Односменная работа без ночной смены – оптимальные условия; двухсменная работа без работы в ночную смену –допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену –напряженный труд 1 степени.

 

 

Контрольные вопросы

  1. Назовите основные виды деятельности человека
  2. Какой труд называется физическим?
  3. Что значит динамическая и статическая физическая работа?
  4. На какие категории делится физический труд по энергетическим затратам?
  5. Дайте характеристику легкому физическому труду, труду средней тяжести и тяжелому труду
  6. Охарактеризуйте механические формы физического труда
  7. Что характерно для умственного труда? Как доказать, что умственный труд сложнее физического?
  8. В чем заключается отличие понятий тяжесть и напряженность труда?
  9. Назовите способы оценки тяжести и напряженности труда
  10. Как классифицируются условия производственной деятельности?

 

Литература

4. 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. – 678 с.

5. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с., ил. – (Учебники для вузов, специальная литература).

6. В.И. Бондин Безопасность жизнедеятельности

 

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Тема: «Технологически опасные производственные факторы»

План лекции

 

1. Общие сведения о технологически опасных производственных факторах

2. Шум. Характеристика шума

3. Влияние шума на состояние здоровья человека

4. Методы защиты от шума

5. Вибрация. Характеристика вибрации

6. Влияние вибрации на состояние здоровья человека

7. Методы защиты от вибрации

8. Ионизирующие излучения

9. Лазерное излучение

10. Электромагнитные поля

Краткое содержание лекции

 

В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.

 

Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными (технологическими) факторами.

 

Материал лекции посвящен изучению двух наиболее распространенных вредных производственных факторов – шум и вибрация.

 

Студенты знакомятся с характеристикой шума и вибрации, их влиянием на состояние здоровья человека, определяются основные методы защиты от их вредного влияния.

 

В данной лекции кратко излагается материал, посвященный различного рода излучениям и их влиянию на человека.

 

Структура лекции

1. Общие сведения о вредных и опасных производственных факторах

2. Шум

2.1 определение шума

2.2 характеристика в зависимости от источника его образования

2.3 влияние шума на состояние здоровья человека

2.4 методы защиты от шума

3. Вибрация

3.1 определение вибрации

3.2 виды вибрации

3.3 влияние вибрации на состояние здоровья человека

3.4 методы защиты от вибрации

4. Ионизирующие излучения

4.1 общие сведения

4.2 защита и меры безопасности

5. Лазерное излучение

5.1 общие сведения

5.2 меры защиты

6. Электромагнитные поля

6.1 общие сведения

6.2 действие на организм человека

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.