Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетного федерализма

Основные принципы формирования

Налоговый федерализм

 

Понятие бюджетный федерализм - экономическая категория, и отражающий многоуровневость построения бюджетной системы. Этот термин был впервые применен американскими специалистами, и первые теоретические и практические разработки по проблемам межбюджетных отношений основывались на опыте и США и поэтому в этом термине использовалось слово "федерализм".

По мнению ученых модель бюджетного федерализма может эффективно функционировать при соблюдении следующих условий:

- Имеются четкие разграничения полномочий между различными уровнями власти по поводу различных расходов

- Наличие достаточных финансовых ресурсов у каждого уровня власти для реализации этих полномочий

- Наличие межбюджетных трансфертов, которые сглаживают различия между бюджетами

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения расходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная распределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет[2]. Наличие бюджетной сферы стоимостного распределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства всех отраслей национальной экономики и социальной сферы. Ведь для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета.

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения расходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная распределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет[3]. Наличие бюджетной сферы стоимостного распределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства всех отраслей национальной экономики и социальной сферы. Ведь для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета.

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных цент­рализованных фондов, и, прежде всего общегосударствен­ного фонда денежных средств - государственного бюдже­та. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетно­го кодекса Российской Федерации. "Бюджет, - сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса - это форма образования и рас­ходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Однако в Бюджетном кодексе РФ бюджету дано слиш­ком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как "Форму образования и расходования де­нежных средств...".

В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюд­жетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах госу­дарственного или административно-территориального об­разования денежный фонд, который находится в распоря­жении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущ­ность государственного бюджета постоянна. Она проявля­ется в общественных отношениях, связанных с концентра­цией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономичес­кой категории.

Как экономическая категория бюджет представляет со­бой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распре­деления и использования государственного централизован­ного фонда денежных средств. Бюджетные отношения воз­никают между государством и его субъектами (юридичес­кими и физическими лицами) при образовании централизо­ванного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а так­же при использовании централизованного бюджетного фон­да; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накопле­ний предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспече­ние задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной эко­номической категории.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (пра­вового) установления государственного бюджета он рассмат­ривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования центра­лизованного денежного фонда государства или админист­ративно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти. Такой финансовый план об­разования, распределения и использования централизован­ного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является свод­ный финансовый план государства, разрабатываемый одно­временно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить со­гласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого ба­ланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет - основной финансовый план ^страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накопле­ний.

Понятие бюджета в современной его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выраже­ние в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государ­ство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ставки подоходного налога | Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.