Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях

Экономическая сущность бюджета находит свое выра­жение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финан­сов, присущи две функции - распределительная (пере­распределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета про­исходит распределение средств на производственную и не­производственную сферы, межтерриториальное и межот­раслевое распределение финансовых ресурсов, формиру­ются фонды специального целевого назначения, происхо­дят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосудар­ственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение на­ционального дохода осуществляется в соответствии с по­требностями экономического и социального развития реги­онов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании на­ционального дохода, но является активным его потреби­телем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здра­воохранение, просвещение и др.)

Через расходы и налоги государственный бюджет выс­тупает важным инструментом распределения (регулирова­ния) и стимулирования экономики и инвестиций, повыше­ния эффективности производства. Через бюджет оказыва­ется государственная поддержка отдельным отраслям хо­зяйства - авиастроению, космическим программам, атом­ной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка за­частую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики ис­пользуются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюд­жетных средств. В социальной политике основными при­оритетами являются поддержка наименее защищенных сло­ев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, мало­обеспеченных семей), а также поддержка учреждений здра­воохранения, образования и культуры, решение жилищ­ной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осу­ществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использо­вания усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в про­цессе формирования доходов и расходов на основе исполь­зования бюджетного механизма, который является реаль­ным воплощением бюджетной политики и отражает конк­ретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственно­го бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение соци­альной политики; 2) контроль за образованием и использо­ванием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широ­ко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требо­ваний наиболее рационального размещения производитель­ных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступа­ют агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению про­порций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавли­вается наиболее целесообразное соотношение между цент­рализованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на пред­приятиях различных форм собственности сферы матери­ального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливает­ся наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фонда­ми денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень уча­стия предприятий в формировании доходов бюджетной си­стемы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инстру­ментом распределения и вместе с тем стимулирования эко­номики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объек­том бюджетного перераспределения является чистый до­ход, однако это не исключает возможности перераспреде­ления через бюджет и части стоимости необходимого про­дукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через фор­мирование и использование фонда денежных средств госу­дарства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра­жаемое в соответствующих показателях бюджетных поступ­лений и расходных назначений. Бюджетный контроль пре­следует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблю­дение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюд­жетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование пока­зывают как успех, так и недостатки в сферах производ­ства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществ­ляется контроль за рациональным использованием финан­совых ресурсов. Государственный бюджет СССР на всех этапах разви­тия страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обес­печивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетного федерализма | Принципы бюджетного федерализма,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.