Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы бюджетного федерализма,

реализуемые в Российской Федерации

 

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.

В законе РФ от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами". В этом же законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Налоговая система включает следующие элементы: субъект налогообложения (плательщик); объект налогобложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. В РФ впервые все налоги были разделены на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.

Среди большого количества налогов, предусмотренных законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (федеральные налоги - 15 видов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида) основными являются: налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог для образования дорожных фондов, налог для образования пенсионного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сборы с физических лиц; плата за землю.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); подоходный налог с физических лиц.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.

3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и районов).

Бюджетная система Российской Федерации основыва­ется на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российс­кой Федерации.

 

Основными принципами бюджетной системы Российс­кой Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюд­жетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прин­цип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определен­ным уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятель­ности бюджетов означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в со­ответствии с законодательством России;

в) законодательное закрепление регулирующих дохо­дов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов государственной власти и органов мес­тного самоуправления самостоятельно определять направ­ления расходования средств бюджетов, определять источ­ники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюдже­тов и иные поступления, определенные налоговым и бюд­жетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муни­ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюд­жетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предостав­ляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбаланси­рованность бюджетов означает, что объем предусмотрен­ных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Декретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конк­ретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефици­та не могут быть увязаны с определенными расходами бюд­жета, за исключением доходов целевых бюджетных фон­дов, средств целевых иностранных кредитов, а также в слу­чае централизации средств - из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расхо­дованию их на цели, не обозна-ченные в бюджете, являют­ся нарушением бюджетного законодательства РФ.

Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

Бюджетная классификация РФ - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

1. классификацию доходов бюджетов РФ;

2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

5. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

6. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

7. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

8. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней.

Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Рис. 1. Структура доходов бюджета

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

- налоги на товары и услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование природных ресурсов;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

· иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

- От нерезидентов;

- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

- От государственных внебюджетных фондов;

- От государственных предприятий и учреждений;

- От наднациональных организаций.

Основная часть доходного потенциала (смотреть в приложении 1) федерального бюджета на 2002 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.

В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления - это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, вводимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги па операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федеральною бюджета.

Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:

A. Расходы федерального бюджета;

B. Расходы бюджетов субъектов РФ;

C. Расходы местных бюджетов.

Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга РФ;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение референдумов и выборов РФ;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов РФ;

- федеральный статистический учет;

- прочие расходы.

Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за сет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

В федеральном бюджете 2001 года наибольший удельный вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В федеральном бюджете на 2002 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.

 

Раздел 6.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях | Сущность налогового администрирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.