КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 13. За что Э.Дюркгейм критиковал экономическую теорию? Какие альтернативы предложил?
Вопрос 12. Какие из идей М.Вебера мы можем отнести к экономико-социологическим?
К экономико-социологическим идеям можно отнести теорию социального действия, в которой раскрывались основные понятия экономической социологии. Вебер определяет действие, как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл. Причиной действия становится его цель. Мы действуем в соответствии с поставленной целью ("для того, чтобы"), и эта цель определяет образ наших действий ("потому, что"), на чем, собственно, и настаивал Вебер. Таким образом, определяющий фактор текущего поведения перемещается из прошлого в будущее. Так возникает "концепция опережающего отражения".
Действие по Веберу осознанно и осмысленно. Человек – более не жертва ни социальной организации, ни природных инстинктов. Он – обладатель свободной воли, которая позволяет ему принимать самые разные решения. Одним из типов социального действия Вебер выделяет целерациональное действие, когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения.
Отход от того, что человек – «жертва» социальной организации, бессознательного, природных инстинктов, и является основой экономической социологии, а целерациональное действие – модель экономического человека.
Жёсткую критику политической экономии в стиле О.Конта на рубеже 20 столетия продолжает Э.Дюркгейм (1858-1917), критикуя в четырёх направлениях.
Во-первых, он отрицает экономизм в объяснении социальных явлений. Так, рассматривая функции разделения труда, он показывает, как экономические результаты последнего подчиняются процессу формирования социального и морального порядка, той цементирующей данное сообщество солидарности, которую невозможно вывести из экономического интереса.
Во-вторых, в работах Дюркгейма наблюдается резкое отрицание индивидуалистических предпосылок. Общество с его точки зрения есть нечто большее, чем совокупность атомов, оно самостоятельно и первично по отношению к индивиду, который во многом является продуктом коллективной жизни.
В-третьих, он критикует ограниченность утилитаристского подхода к человеческим мотивам. Альтруизм в поведении человека, по мнению Э.Дюркгейма, укоренён не менее чем эгоизм, а индивидуальное стремление к счастью (и тем более к собственной пользе) ограничено.
В-четвёртых, Дюркгейм отказывается от психологизма, процветавшего в начале 20в. (в том числе в экономической теории), призывая искать причины тех или иных социальных фактов в прочих социальных фактах. В предложенной им схеме поведение человека действительно утрачивает утилитаристский характер, но, в то же время, сам человек как индивид заменяется социальной функцией.
Вопрос 14. Что такое «новая экономическая социология»? Кто является автором этого термина?
К основным направлениям изучения «новой экономической социологии» относятся: · социология рационального выбора; · сетевой подход; · новый институционализм; · культурно-исторический и этнографический подходы.
«Новая экономическая социология», она же неоинституциональная экономика представлена следующими авторами: Р.Коуз, М.Грановеттер, Н.Флигстайн, Дж.Коулман, В.Радаев, Д.Норт, К.Эрроу, Дж.Стиглер, А.Алчиан, Г.Демсец, О.Уильямсон, В.Зелицер и др.
Новый институционализм (неоинституционализм) в социологии появляется в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному.
Новые направления в экономической социологии возникают, таким образом, во многом как ответная реакция на явление «экономического империализма», развивавшееся с середины 1960-х годов.
«Новая экономическая социология куда более склонна утверждать, что социологам есть что сказать о стандартных экономических процессах — такого, что дополнило бы, а в некоторых случаях и заместило бы положения экономической теории. Сегодняшние социологи, отчасти в силу меньшего преклонения перед стандартными экономическими доводами, более нацелены добраться до самого ядра экономической теории» (Гранноветер, 1990г.)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |