Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 17. Почему К.Поланьи считает, что свободный рынок разрушает общество?

Аргументация М.Грановеттера (1985): Критика экономического подхода.

Рациональный и атомизированный актор не является центральной фигурой социальной жизни. Атомизированные конкурентные рынки – это редкость. На деле большая часть экономического поведения укоренено в сетях социальных взаимодействий.

Спор с Поланьи – дорыночные экономики не так уж были подчинены обществу, как это виделось Поланьи. И рыночное общество не так уж сильно атомизировано, как это выглядит у экономистов.

В истории всегда была и остается значительная укорененность.

Пример: доверие. По Уильямсону, институты служат тому, чтобы искоренить обман и оппортунизм (иерархия вместо рынка). С точки зрения Грановеттера, они производят заменители доверия, но не доверие само по себе. Доверие производят социальные отношения.


 

Капитализм и свободный рынок, основанный на свободном обмене, получил репутацию жестокой и аморальной системы, где каждый заботится о сугубо личном благе и готов к предательству и обману ради получения преимуществ в конкурентной борьбе. Капиталистическое общество, по мненью Поланьи, обречено на нравственную деградацию. И свободный рынок не совместим с моральными ценностями, разрушает их.

 

Из книги «Великая трансформация»: экономисты придумывают универсальные экономические модели исходя из универсальности человека. Тогда эти модели можно применять везде, однако это неверно, так как все общества разные и не обязательно действуют экономически рационально и эффективно.

 

Он сомневается в универсальности рациональной рыночной экономики.

 

Долго рыночная экономика, по мнению Поланьи, не продержится: Доверие на рынке не проявляется, а рынок захватывает все больше сфер жизни людей (земля, труд, счастье)

Если есть примеры действия других моделей жизни в мире (восточная модель, тибетские монахи), то экономика не рациональна и не универсальна.

 

Примеры другого неэкономического отношения:

· Обряд Кула на Тробриандских островах. (Обмен ожерельями);

· Потлач североамериканских индейцев. (Праздник уничтожения купленных ценностей);

 

Главное противоречие рыночной системы:

С одной стороны, данная система требует для ее эффективного функционирования наличия таких культурных нерыночных факторов как доверие, честность, усердие, трудолюбие, ответственность и т.д., с другой стороны, рыночная система разрушает эти культурные факторы, унаследованные от предшествующих социально-экономических систем, и способствует фрагментации общества и его нестабильности.

 

У разных обрядов Дара нет рыночной логики. Они служат только чтобы выразить доверие.

В итоге Поланьи делает вывод, что доверие является основой рынка, но тот в свою очередь, воспитывает рационализм и сучьи повадки.

Приходим к тому, что рынок не должен слишком глубоко проникать в общество (тут же пример с донорской кровью – это должен быть добровольный акт, иначе кровь будут сдавать болеющие бомжи, а приличные люди постесняются, что, типа, за деньги все это делают).

в общем, у Поланьи экономическая теория – это навязываемая обществу «бизнес-идеология»; Экономисты стремятся представить рынок как универсальную вещь, а тот их разоблачает, говоря, что не везде применима рыночная экономика.

Как доказательство – существование экономики Дара и Перераспределения, которые чудесно существуют по сей день. (Пример: в Англии, если группа людей идет в паб, заказывают все, угощает кто-то один, в другой раз роли меняются).


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная укорененность экономических действий | Вопрос 18. Почему К.Поланьи называет экономическую теорию «бизнес-идеологией»?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.