Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления психологии в ХХ в

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную науку произошла ее дифференциация на ряд направлений.

Психоанализ. Зародился в начале 20 века. Основоположник направления Зигмунд Фрейд (1856–1939). Для направления характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания.

Основные методы психоанализа: анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни поведения человека находятся в его детстве, а основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) показал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, окружения.

Карл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) считал, что личность формируется не под влиянием конфликтов раннего детства, а наследует образы предков, пришедшие из глубины веков, поэтому при исследовании человека и работе с ним необходимо учитывать также понятие «коллективного бессознательного». В своей аналитической психологии признает не только бессознательное в виде архетипов[31], но и групповое бессознательное как автономное психическое явление.

В неофрейдисткой Ка́рен Хо́рни (англ. Karen Horney, 16 сентября 1885 Гамбург, германия — 4 декабря 1952, США) поведение определяется присушим каждому человеку «основным беспокойством», лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение). Зародилось в начале 20 в. Основатели направления американские психологи Эдвард Ли То́рндайк (1874–1949) и Джон Уотсен (1878–1958). В этом направлении проводится анализ поведения, которое трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды, а из изучения предмета исключается сознание, которые невозможно наблюдать непосредственно.

Задачи направления: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»), удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Необихевиоризм отказался от классической формулы бихевиоризма, а пытался учесть явления сознания как фактора определяющего поведение

Гешталътпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура). Направление возникло в Германии в первой половине XX в. и изучало психику с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов».

Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия, мышления, поведения и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области. Представители этого направления немецкие психологи: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Ко́ффка (1886-1941).

Гуманистическая психология – предметом изучения является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Зародилось во второй половине 20 в. По Абрахаму Харольду Маслоу, (1908–1970). все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека. Ведущие представители этого направления: Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967), Карл Рэ́нсом Ро́джерс (1902-1987), Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Жан Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное Альфредом Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Дифференциальная психология (от лат. differentia- различение) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так им между группами людей, а также и причины и последствия таких различий.

Критическая психология – направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60–х гг. ХХ в. Представители немецкий психолог Клаус Хольцкамп (нем. Klaus Holzkamp, 30 ноября 1927 — 1 ноября 1995), У. Хольцкамп-Остеркамп, Питер Кайлер, психолога-марксиста Карла-Хейнц Брауна и др. исходящие из теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва).

Когнитивная психология – следованием познавательных процессов, придавая им решающую роль в развитии человека. Возникло в 60-х годах 20 века. Неправильное поведение и поступки являются следствием неправильных мыслей и раздумий.

Парапсихология (от греч. para - возле, около), область гипотез, представлений фиксирующих и пытающихся объяснить:

- формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми деятельностью известных органов чувств;

- формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий.

- часто в рамках направления исследуются:

гипноз (др.греч. сон) – измененное состояние сознания, сочетает в себе признаки бодрствования, сна и сна со сновидениями, в состоянии гипноза субъект воспринимает обращенные к себе слова без критики, т.е. у него повышается внушаемость

предчувствия - свойство человеческого организма видеть или каким-либо образом чувствовать события еще не состоявшегося будущего;

ясновидение - получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждениях разума;

спиритизм (от лат. spiritus — «душа, дух»)- это возможность прямого общения как с душами умерших людей, так и с духами нечеловеческого происхождения;

телекинез - способность влиять на механическое передвижение физических предметов силой сознания;

телепатия (от греч. tele - «расстояние» и pathos «чувство») - мысленное общение между передающим и принимающим (индуктором и реципиентом)),

психокинез - гипотетическая психическая сила, управляющая различными объектами без непосредственного применения физической силы;

и др. реальные или мнимые явления.

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на стадии его зрелости и особенности при достижении им высокого уровня развития (акме).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизненные кризисы | Теория сексуального развития 3. Фрейда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.