Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория сексуального развития 3. Фрейда

Структура личности по Фрейду

Психоанализ.

Личность не обладает свободной волей поведение полностью определяется бессознательными и сексуальными мотивами.

Согласно концепции Зигмунда Фрейда (1856-1939) личность состоит из трех компонентов: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

«ОНО»(ID) – бессознательная часть психики, биологические врожденные инстинктивные влечения (агрессивные и сексуальные). «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Я»(Ego) – находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

«СВЕРХ-Я»(Super-Ego) - служит носителем моральных стандартов, выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» существуют средства психологической защиты:

вытеснение - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»;

проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу;

рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.

 

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

Оральная стадия. Психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной (удовольствия) зоной.

Анальная стадия. С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза).

Фаллическая стадия. В возрасте четырех лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, конфликты, запреты, травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии.

Задача психоанализа (по Фрейду):

1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека;

2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и, придать этой энергии новое направление.

Цель психоаналитической терапии, по Фрейду, «превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности».

Неофрейдисты пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Адлер - стремление к власти вследствие чувства неполноценности;

К. Юнг - коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству;

Э. Фромм - невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества и механизмы отторжения личности от общества.

Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к изучению бессознательного в психике, и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления психологии в ХХ в | В его аналитической модели выделяет три блока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.