Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты профессиональной готовности




Профессиональная готовность специалиста.

Области профессиональной адаптации.

Факторы профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация специалиста.

Профессиональная адаптация процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой.

Внешние:

- содержание, цели, организацию, используемые средства профессиональной деятельности;

- социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность.

Внутренние:

- уровень адаптационного потенциала специалиста;

- адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой профессии.

1. Профессионально-деятельностный – к содержанию, целям, средствам технологии осуществления, режим и интенсивность профессиональной деятельности.

2. Организационно-нормативный – к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п.

3. Социально-профессиональный – к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (юрист, инженер и т.д.)

4. Социально-психологический ксоциально-психологическим ролевым функциям, неписанным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям, и т.п. в трудовом коллективе, организации.

5. Социальный в широком смысле слова – к социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой сфере).

Успешность профессиональной адаптации зависит:

- наличия у специалиста необходимых внутренних предпосылок: подготовленности деятельности, мотивации профессиональной деятельности, четких представлений о содержании и условиях этой деятельности;

- внимания самого специалиста, руководителя, трудового коллектива в процессу профессиональной адаптации;

- оказание специалисту необходимой профессиональной помощи.

По мнению Платонова К.К. профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

1. Интеллектуально-познавательный (ориентировочный) – включает определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста (профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания).

2. Потребностно-мотивационный (мотивационный) определяет степень усердия в профессии, основными компонентными которой являются понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности.

3. Операционально-деятельностный (и сполнительный) – включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессиональной важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития саморегуляции поведения и деятельности.

Предпосылки достижения успеха в деятельности.

- мыслить категориями успеха;

- приобрести уверенность в себе;

- активировать мотивацию достижения;

- знать, чего хотите добиться;

- иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело уверенность в успехе;

- каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели;

- видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом радость и счастье;

- коррекция негативных комплексов, привычек, установок, разрушительно влияющих на психику и организм человека;

- повышение стрессоустойчиости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на организм и психику;

- обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.

Глоссарий психологических терминов.

А.

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака свойства предмета, явления с целью его изучения.

Адаптация личности – привыкание. Выделяют следующие виды: трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы; социальная – утверждение личности в коллективе.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы.

Апперцепция – свойство психики человека выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего и от личностных особенностей его психической деятельности.

Архетип (прообраз, образец) – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Ассоциативная психология – направление в психологии, объясняющее всю духовную жизнь с помощью ассоциации.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом, когда одно, появившись, вызывает другое.

Б

Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком.

Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое и социальное существо.

Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения.

В

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.

Власть – возможность влиять на поведение людей.

Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.

Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели.

Г

Гештальт ( нем. Gestalt – форма, образ, структура)- устойчивый образ организации целого, его изменяющихся частей.

Гештальтпсихология – направление психологии, изучающее психику с помощью целостных структур.

Глубинная психология – направление в психологии, придающее, решающее значение в поведении неосознаваемым побуждениям и установкам.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, ищущее смысл и ценности, творческое духовное начало.

Д

Деятельность - (англ. activity; нем. Tatig-keit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности[47].

Демонстративный тип характера – отличается стремлением быть всегда на виду, хорошо выглядеть, чтобы другие обращали внимание.

Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия людей.

Е

Единство личности - проявляется в неразрывной связи черт, характеризующих личность.

Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действенных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.

З

Знания – система понятий, законы и правила, отражающее определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.

И

Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей.

Индивид (от лат. individum - неделимый) – единственный представитель вида Homo sapiens.

Индивидуальная психология – направление психологии, основанноеАльфредом Адлером выражающее идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ между сознанием и бессознательным.

Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания.

Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интроспекция – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих.

Интуиция – способность достижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

К

Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.

Когнитивная психология -направление в психологии, задачей которого является доказательство решающей роли зна­ния в поведении человека.

Когнитивный (лат. cognitio - знание - познание) – имеющий познанию.

Конфликт -трудно разрешимое противоречие (столкновение).

Конформность -податливость влиянию группы, проявля­ющаяся в изменении поведения.

Л

Лабильный - неустойчивый, склонный к изменениям.

Лидерство -искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не явля­ются их личными целями.

Личность -человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

Логотерапия -психологическая теория, разработанная Виктором Эмилем Франклом, согласно которой основной движущей силой в по­ведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.

М

Мотивация -процесс, побуждающий человека к действию для достижения целей.

Мышление -обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях.

 

Н

Навыки -автоматизированные действия.

Неофрейдизм -направление в современной психологии, сторонники которого соединили психоанализ З.Фрейда с аме­риканскими социологическими теориями.

Непроизвольное мышление – предполагает трансформа­цию образов во сне, бреду и т.п.

Неформальная группа - группа людей, добровольно объе­диняющихся на основе общности интересов и целей.

Неформальный лидер -руководитель неформальной груп­пы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы.

О

Онтогенез -индивидуальное развитие живого существа.

Оригинальность -способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Ориентировочная основа действия -система представле­ний субъекта о цели, плане и средствах осуществления предсто­ящего действия.

 

П

Память -отражение, запечатление, сохранение и воспро­изведение прошлого опыта человека.

Перцептивный -относящийся к восприятию.

Поведение - внешние проявления психической деятельности.

Поступок -сознательно совершенное человеком действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребности – испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее чело­веку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психоанализ -психотерапевтический метод исследования и психологическое учение, утверждающее, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психологический климат -атмосфера или настрой в кол­лективе.

Р

Реакция -ответ организма на какой-либо раздражитель.

Респондент -лицо, отвечающее на вопросы социологичес­ких анкет, опросников и т.п.

Рефлексия -самопознание человеком психических актов и состояний.

Ригидность -заторможенность мышления, проявляющая­ся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Роль -способ поведения человека, зависящий от его поло­жения в обществе.

 

С

Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей.

Сенсорный -связанный с работой органов чувств.

Соматический -телесный, относящийся к телу.

Способности -индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.

Социальный статус -позиция личности в группе. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения.

Структурная психология -психологическая теория, рас­сматривающая внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение.

Т

Темперамент (от лат. temperament - надлежащее соотношение частей) - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний).

Теория потребностей МакКлелланда -согласно этой тео­рии, поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.

Тест -стандартная психологическая методика, предназна­ченная для количественных оценок психологических качеств и функций человека.

Трудовой коллектив -все сотрудники организации (пред­приятия), включая персонал и администрацию.

 

У

Умения -практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые могут в даль­нейшем способствовать получению новых знаний.

Уровень притязаний -выбор человеком цели с учетом ус­пеха (или неуспеха) предшествующей деятельности.

Учение - деятельность тех, кто обучается.

Ф

Формальная группа -группа, созданная по воле админист­рации для выполнения определенных функций.

Фрустрация -психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей.

Функционализм -учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями дру­гих данностей.

X

Харизма -влияние, основанное на свойствах личности ру­ководителя.

Характер -совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.

Э

Экспериментальная психология -общее обозначение раз­личных исследований психических явлений, посредством экспе­риментальных методов.

Экстраверсия -обращенность сознания и внимания чело­века в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмпатия -постижение индивидом эмоциональных состоя­ний других людей, проникновение в их переживания.

Эпифеномен -сопутствующее явление.

 

Список литературы

Основная

1. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998.

2. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999.

4. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты – СПб: Питер, 2009. – 224 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2010. – 583с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М: Проспект, 2010. – 464 с.

8. Немов Р. С. Психология. – М., 1993.

9. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.

10. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.

Дополнительная

1. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М., 2001.

2. Аверченко Л. К. Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997.

3. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003.

4. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1998.

5. Виноградова Н. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М., 1999.

6. Выгодский Л. С. Психология. – М., 2001.

7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000.

8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993.

9. Ждан А. И. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999.

12. Климов Е. А. Основы психологии. – М., 1997.

13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000.

14. Кузин В. С. Психология. – М., 1999.

15. Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб., 2001.

16. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986.

17. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000.

18. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.

19. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57.

21. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001.

22. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997.

23. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003.

24. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М.Приор, 2006. - 240с.

 

Литература по темам

1. Общие вопросы психологии.

1. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М: Изд-во ПРИОР, 2000. – С.4

2. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – с. 23.

3. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.3.

4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2001. - С.17-18.

5. Титов В.А. Психология и педагогика. - М: Приор, 2006.- 240 с. - С. 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.