КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты профессиональной готовности
Профессиональная готовность специалиста. Области профессиональной адаптации. Факторы профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация специалиста. Профессиональная адаптация – процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой. Внешние: - содержание, цели, организацию, используемые средства профессиональной деятельности; - социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность. Внутренние: - уровень адаптационного потенциала специалиста; - адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой профессии. 1. Профессионально-деятельностный – к содержанию, целям, средствам технологии осуществления, режим и интенсивность профессиональной деятельности. 2. Организационно-нормативный – к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п. 3. Социально-профессиональный – к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (юрист, инженер и т.д.) 4. Социально-психологический – ксоциально-психологическим ролевым функциям, неписанным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям, и т.п. в трудовом коллективе, организации. 5. Социальный в широком смысле слова – к социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой сфере). Успешность профессиональной адаптации зависит: - наличия у специалиста необходимых внутренних предпосылок: подготовленности деятельности, мотивации профессиональной деятельности, четких представлений о содержании и условиях этой деятельности; - внимания самого специалиста, руководителя, трудового коллектива в процессу профессиональной адаптации; - оказание специалисту необходимой профессиональной помощи. По мнению Платонова К.К. профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. 1. Интеллектуально-познавательный (ориентировочный) – включает определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста (профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). 2. Потребностно-мотивационный (мотивационный) – определяет степень усердия в профессии, основными компонентными которой являются понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности. 3. Операционально-деятельностный (и сполнительный) – включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессиональной важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития саморегуляции поведения и деятельности. Предпосылки достижения успеха в деятельности. - мыслить категориями успеха; - приобрести уверенность в себе; - активировать мотивацию достижения; - знать, чего хотите добиться; - иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело уверенность в успехе; - каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели; - видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом радость и счастье; - коррекция негативных комплексов, привычек, установок, разрушительно влияющих на психику и организм человека; - повышение стрессоустойчиости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на организм и психику; - обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда. Глоссарий психологических терминов. А. Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака свойства предмета, явления с целью его изучения. Адаптация личности – привыкание. Выделяют следующие виды: трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы; социальная – утверждение личности в коллективе. Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы. Апперцепция – свойство психики человека выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего и от личностных особенностей его психической деятельности. Архетип (прообраз, образец) – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Ассоциативная психология – направление в психологии, объясняющее всю духовную жизнь с помощью ассоциации. Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом, когда одно, появившись, вызывает другое. Б Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком. Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое и социальное существо. Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения. В Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи. Власть – возможность влиять на поведение людей. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя. Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели. Г Гештальт ( нем. Gestalt – форма, образ, структура)- устойчивый образ организации целого, его изменяющихся частей. Гештальтпсихология – направление психологии, изучающее психику с помощью целостных структур. Глубинная психология – направление в психологии, придающее, решающее значение в поведении неосознаваемым побуждениям и установкам. Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, ищущее смысл и ценности, творческое духовное начало. Д Деятельность - (англ. activity; нем. Tatig-keit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности[47]. Демонстративный тип характера – отличается стремлением быть всегда на виду, хорошо выглядеть, чтобы другие обращали внимание. Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия людей. Е Единство личности - проявляется в неразрывной связи черт, характеризующих личность. Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действенных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы. З Знания – система понятий, законы и правила, отражающее определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины. И Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей. Индивид (от лат. individum - неделимый) – единственный представитель вида Homo sapiens. Индивидуальная психология – направление психологии, основанноеАльфредом Адлером выражающее идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ между сознанием и бессознательным. Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания. Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроспекция – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. Интуиция – способность достижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. К Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения. Когнитивная психология -направление в психологии, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека. Когнитивный (лат. cognitio - знание - познание) – имеющий познанию. Конфликт -трудно разрешимое противоречие (столкновение). Конформность -податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения. Л Лабильный - неустойчивый, склонный к изменениям. Лидерство -искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями. Личность -человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Логотерапия -психологическая теория, разработанная Виктором Эмилем Франклом, согласно которой основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни. М Мотивация -процесс, побуждающий человека к действию для достижения целей. Мышление -обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Н Навыки -автоматизированные действия. Неофрейдизм -направление в современной психологии, сторонники которого соединили психоанализ З.Фрейда с американскими социологическими теориями. Непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов во сне, бреду и т.п. Неформальная группа - группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей. Неформальный лидер -руководитель неформальной группы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы. О Онтогенез -индивидуальное развитие живого существа. Оригинальность -способность производить новые идеи, отличные от общепринятых. Ориентировочная основа действия -система представлений субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
П Память -отражение, запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека. Перцептивный -относящийся к восприятию. Поведение - внешние проявления психической деятельности. Поступок -сознательно совершенное человеком действие, исходящее из определенных убеждений. Потребности – испытываемая личностью нужда в чем-либо. Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психоанализ -психотерапевтический метод исследования и психологическое учение, утверждающее, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Психологический климат -атмосфера или настрой в коллективе. Р Реакция -ответ организма на какой-либо раздражитель. Респондент -лицо, отвечающее на вопросы социологических анкет, опросников и т.п. Рефлексия -самопознание человеком психических актов и состояний. Ригидность -заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий. Роль -способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе.
С Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей. Сенсорный -связанный с работой органов чувств. Соматический -телесный, относящийся к телу. Способности -индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков. Социальный статус -позиция личности в группе. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения. Структурная психология -психологическая теория, рассматривающая внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение. Т Темперамент (от лат. temperament - надлежащее соотношение частей) - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Теория потребностей МакКлелланда -согласно этой теории, поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность. Тест -стандартная психологическая методика, предназначенная для количественных оценок психологических качеств и функций человека. Трудовой коллектив -все сотрудники организации (предприятия), включая персонал и администрацию.
У Умения -практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний. Уровень притязаний -выбор человеком цели с учетом успеха (или неуспеха) предшествующей деятельности. Учение - деятельность тех, кто обучается. Ф Формальная группа -группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций. Фрустрация -психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей. Функционализм -учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями других данностей. X Харизма -влияние, основанное на свойствах личности руководителя. Характер -совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. Э Экспериментальная психология -общее обозначение различных исследований психических явлений, посредством экспериментальных методов. Экстраверсия -обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Эмпатия -постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания. Эпифеномен -сопутствующее явление.
Список литературы Основная 1. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998. 2. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999. 4. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты – СПб: Питер, 2009. – 224 с. 6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2010. – 583с. 7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М: Проспект, 2010. – 464 с. 8. Немов Р. С. Психология. – М., 1993. 9. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998. 10. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998. Дополнительная 1. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М., 2001. 2. Аверченко Л. К. Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997. 3. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003. 4. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1998. 5. Виноградова Н. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М., 1999. 6. Выгодский Л. С. Психология. – М., 2001. 7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000. 8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993. 9. Ждан А. И. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. 10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001. 11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999. 12. Климов Е. А. Основы психологии. – М., 1997. 13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000. 14. Кузин В. С. Психология. – М., 1999. 15. Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб., 2001. 16. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986. 17. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000. 18. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. 19. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997. 20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57. 21. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001. 22. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997. 23. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003. 24. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М.Приор, 2006. - 240с.
Литература по темам 1. Общие вопросы психологии. 1. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М: Изд-во ПРИОР, 2000. – С.4 2. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – с. 23. 3. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.3. 4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2001. - С.17-18. 5. Титов В.А. Психология и педагогика. - М: Приор, 2006.- 240 с. - С. 3.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |