Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности стилей взаимоотношения родителей и детей

В семье родители и близкие дают знания

- о природе, обществе, производстве, профессиях, технике;

- формируют опыт творческой деятельности;

-вырабатывают интеллектуальные навыки;

- воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Целью семейного воспитания -формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

7.9. Методы семейного воспитания.

Выделяют следующие методы семейного воспитания:

- личный пример,

- обсуждение,

- доверие,

- показ,

- любовь,

- сопереживание,

- возвышение личности,

- юмор,

- поручение,

- традиции,

- похвала,

- сочувствие.

Выбор метода воспитания происходит индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

 

7.10. Стиль взаимоотношений в семье.

Семейные отношения – система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

1. Демократический:

- высокая степенью вербального общения родителей с детьми;

- включенностью детей в обсуждение семейных проблем;

- постоянная готовностью родителей придти на помощь;

- стремлением к объективности в воспитании детей;

- взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением;

- внимание и забота взрослых и детей друг о друге;

- родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков;

- родители обращаются к чувствам и сознанию ребенка;

- поощряют инициативу, уважают мнение детей;

- дети хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно»;

- формирование у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни;

- у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу;

- наказания обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

2. Авторитарный (контролирующий):

- существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений;

- четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных;

- властность родителей;

- в семьях нет душевного единения, дружбы;

- родители мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями;

- дети растут послушными, дисциплинированными, но часто такое послушание основано на боязни быть наказанным;

- у детей не формируется осознанное отношение к требованиям взрослого;

- у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество;

- подростки часто вступают в конфликты с родителями и отдаляются от семьи.

7.11. Варианты отношений родителей и детей.

1. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

Отношения характеризуются:

- порядочностью;

- откровенностью;

- взаимным доверием;

- равенством во взаимоотношениях;

- умением родителей чутко понять мир ребенка и возрастные запросы;

- глубокой родительской привязанностью;

- постоянной готовностью к взаимопомощи;

- сопереживанием.

2. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.

Внешне отношения благополучны, но глубинные связи нарушены, отмечается еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей.

Типичные причины этого:

– расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;

– недостаточная чуткость, такт родителей в ситуациях общения с детьми;

– недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;

– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.

3. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.

- родители стремятся вникать в жизнь детей из-за искренних чувств любви и внимания;

- родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей;

- дети все выше названное понимают, но не принимают;

- желания родителей помочь своим детям, не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.

4. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.

- возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями;

- выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у детей чувства обиды, одиночества;

- естественная привязанность и любовь к родителям остаются;

- дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.

5. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.

- связано с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи;

- огорчения родителей вызывают идущие во вред учебе, здоровью, увлечения детей, а иногда и аморальные поступки;

- родители обеспокоятся, что дети могут нанести себе моральный и физический вред;

- родители стараются объяснить последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление;

- родители должны стремиться разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам;

- будучи неправыми, дети, обычно убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.

6. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.

- родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из-за желания добра детям;

- родители проявляют нервозность, вспыльчивость, нетерпимость к иному мнению, бестактность, отсутствие общей культуры, эмоциональную глухоту.

- такое поведение вызывает протест и многолетнюю детскую обиду со стороны детей

7. Обоюдная неправота родителей и детей.

- накопившиеся обиды детей переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты;

- обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков;

- постепенно утрачивается способность слушать и понимать друг друга.

8. Различные взаимоотношения с отцом и матерью.

- у родителей нет единства действий в воспитании детей.

- различия у родителей в содержании требований, тона их выражения, характера поощрений и наказаний детей и выражении своих чувств,

- характер взаимоотношений с детьми может быть от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим.

9. Полное взаимное отчуждение и враждебность.

Типичные причины семейной трагедии.

1. Педагогическая несостоятельность родителей. Родители приступает к воспитанию детей, не имея представления как надо воспитывать, т.к. они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания.

2. Жесткие методы воспитания, в результате дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.

3. Воспитание из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого, эгоистичного человека.

 

7.12. Семейные конфликты.

Семейный конфликт [70] - ситуация неразрешенного противоречия, в которой члены семьи испытывают острые эмоциональные переживания, находятся в состоянии психологического дискомфорта и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

7.12.1. Причины возникновения конфликтов.

• эгоизм одного или обоих супругов;

• завышенные материальные потребности одного или обоих супругов;

• завышенная самооценка одного или обоих супругов;

• несовпадение представлений супругов о роли мужа, жены, матери, отца, главы семьи;

• неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями и знакомыми;

• несовпадение взглядов на ведение домашнего хозяйства;

• несовпадение взглядов на воспитание детей;

• различие в типах темпераментов супругов и неумение учитывать это во взаимоотношениях.

7.12.2. Виды конфликтов.

1. Конструктивные - в результате их разрешения отыскивается взаимоприемлемое решение проблемы.

2. Деструктивные - сохраняются напряженность, сознание неизбежности дальнейших конфликтов, досада.

7.12.3. Этапы развития конфликта

- возникновение,

- становление,

- зрелость,

- преобразование.

7.12.4. Рекомендации к разрешению конфликта.

При разрешении конфликта выделяют следующие рекомендации:

- не сосредоточиваться на обсуждении того, кто прав, кто виноват, на личных качествах друг друга;

- спокойно анализировать именно внешнюю, предметную сторону ситуации;

- стараться не перейти эмоциональную грань, за которой конфликт может стать необратимым;

отделять суть проблемы от ее эмоциональной окраски;

- привлечение независимых членов, способствующих в разрешении;

- стараются прийти к компромиссу.

Важное воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых.

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) - общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (Авторитет родителей, врачей и т. д.)[71]

Требования к авторитету родителей:

- требовательности и доброте,

- открытости и соучастии во всех делах,

- доверии и ответственности,

- внимании к детям и их жизни.

Виды ложных авторитетов.

«авторитет подавления» – родители по каждому поводу раздражаются, на вопросы ребенка отвечают грубостью, вину сопровождают наказанием, дети стараются держаться подальше от родителей, появляется детская ложь, трусость, воспитывается в ребенке жестокость;

«авторитет расстояния» – родители убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать, изредка только выступая перед ними в качестве начальства: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать;

«авторитет чванства» – родители считают, что они самые главные, заслуженные, постоянно говорят о своих достоинствах, высокомерно относятся к другим людям, в том числе и к детям, поэтому такое же поведение повторяют и их дети.

«авторитет педантизма» – родители уверены в том, что дети должны выслушивать каждое их слово с трепетом, больше всего они боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Даже если родители неправы все равно настаивают на своем. (Сказали – значит, так и будет!)

«авторитет резонерства» – родители достают ребенка бесконечными поучениями и назидательными разговорами, изо всех сил стараются быть непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия;

«авторитет любви» – нежные слова, ласки, признания в любви родители проявляют в избыточном количестве, следят за выражением детских глаз и требуют любви и нежности, если ребенок не слушается, то у него спрашивают, почему он не любит родителей. Ребенок с малых лет начинает понимать, что к людям нужно приспосабливаться, подыгрывать извлекать из этого выгоду, – в результате он приучается к интригам и манипулированию чужими чувствами;

«авторитет доброты» – родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости, готовы жертвовать чем угодно, все разрешают детям, им ничего не жаль. В такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими капризами исполнения любых своих желаний, если иногда родители могут, пытаются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это не дает никакого результата;

«авторитет дружбы» – дети начинают потешаться над старшими, над родителями, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все делают не так, как надо, дружба рано или поздно пропадает, так как невозможна без взаимного уважения;

«авторитет подкупа» – послушание покупается подарками, что делает детей, лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих делах только в выгодном для них свете, чтобы родители оплатили их хорошие поступки, – негативное они утаивают, становясь все более неискренними и расчетливыми.

 

7.13. Психологический контакт между родителями и детьми

Контакт – минимально необходимое условие общения. Критерием установления контакта является наличие обратной связи, т.е. взаимообусловленный и взаимопонятный обмен действиями.[72]

Психологический контакт достигается искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

 

Рекомендации родителям для построении психологического контакта с детьми.

 

Выделяют следующие рекомндации:

♦ принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть не похожим на других, помнить об его индивидуальности, быть осмотрительными при высказывании оценок в адрес ребенка, стараться не давать резких и частых негативных оценок его личным качествам, делать акцент на положительном;

♦ по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;

♦ дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;

♦ признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи, сдерживать свою «родительскую ревность»;

♦ не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;

♦ остерегаться проявлений «родительского эгоизма» – желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя, воплотить непременно в ребенке то, что у самих не сбылось;

♦ проявлять постоянство по отношению к ребенку;

♦ стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;

♦ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

♦ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

♦ на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

 

В заключение отметим, что современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников высших учебных заведений овладения психолого-педагогическими технологиями их практического выполнения. Решение многих вопросов профессиональной деятельности зависит от уровня усвоения теоретических и прикладных компонентов психологии и педагогики.

 

Аксиологический принцип в педагогике.

Аксиология – философское учение о ценностях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Непрерывность | Система аксиологических принципов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.