КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система аксиологических принципов
- равноправие философских взглядов при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей. - равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалог между традиционалистами и новаторами; - экзистенциальное равенство людей. Понятие о педагогических ценностях. Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, служащие связующим звеном между сложившимся общепедагогическим мировоззрением в области образования и деятельности педагога. Классификация педагогических ценностей. По уроню существования. - социально-педагогические ценности – совокупность идей, норм, правил, традиций, проявляющихся в общественном сознании, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. - групповые педагогические ценности – идеи, концепции, нормы, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. - личностно-педагогические ценности – социально-психологические образования, в которых отражены цели, мотивы идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики.
Образование как общечеловеческая ценность выполняет следующие функции: - развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; - формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; - обеспечение возможности для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; - создание условий для самореализации творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций. - выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным приумножать потенциал мировой цивилизации.
Развитие личности. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя изменения: - морфологические; - биохимические; - физиологические. Социальное развитие находит выражение в росте: - психическом; - духовном; - интеллектуальном. Борьба противоречий – двигатель, дающий энергию для преобразований и обновлений. Возрастные особенности – анатомические, физиологические и психологические качества присущие определенному возрастному периоду. Я.А. Коменский первым обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны строго соответствовать возрастным этапам развития. Акселерация – (от лат accelero - ускорение) – ускорение физическое и психологическое. Причины акселерации: - ускорение темпа жизни; - улучшение материальных условий; - улучшение качества питания и медицинского обслуживания; - улучшение ухода за детьми в раннем возрасте; Педагогика опирается на закономерности физического и духовного развития. Закономерности физического развития: - чем моложе человек - тем быстрее идет его физическое развитие, чем старше – тем больше замедляется темп его развития; - периоды физического развития ребенка неравномерны; - части тела развиваются неравномерно и непропорционально, каждый орган в своем темпе.
Закономерности духовного развития: - с возрастом темп духовного развития замедляется; - духовное развитие происходит неравномерно, т.к. существуют наиболее благоприятные периоды развития называемые сензитивными; - при развитии психика приобретает устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.
Тема8. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. 8.1. Учебный план. Виды учебных планов используемых в практике среднего образования. Базисный учебный план (общеобразовательный) – государственный нормативный документ, является составной частью государственного стандарта в области образования, служит основой для разработки типовых рабочих учебных планов. Типовой учебный план – носит рекомендательный характер, разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается министерством общего и профессионального образования РФ. Учебный план общеобразовательной средней школы – разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве у учебного плана школы может принят один из типовых учебных планов). Рабочий учебный план – разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемых педагогическим советом школы ежегодно. Компоненты учебных планов: - федеральный – обеспечивает единство школьного образования в стране; - национально-региональный компонент – обеспечивает потребности и интересы в области образования народов страны, в лице субъектов федерации; - школьный – находят отражение интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов. Структура учебного плана школы: - инвариантная часть (ядро) учебного плана - обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры; - вариативная часть – учитывающая личные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
8.2. Учебная программа. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изложения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и времени на их изучение.
Виды учебных программ: Типовые - разрабатываемые на основе требований государственного образовательного стандарта, относительно той или иной образовательной области. Рабочие – разрабатываются и утверждаются педагогическим советом на основе типовой программы. Авторские – собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Способы построения учебных программ: - концентрический - одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. - линейный – учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и тесной связи с ним.
8.3. Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. Учебник по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе по предмету. Структура учебника: - текст как главный компонент: - внетекстовые, вспомогательные компоненты; Виды учебных пособий: - хрестоматии; - сборники задач; - атласы; - сборники упражнений Учебные пособия – расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения.
Система образования Понятие о педагогической системе. Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования, выступающих во взаимодействие со средой как целостное явление. Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |