Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В условиях олигополии




Поведение предприятия и ценообразование

Для олигополии характерны следующие признаки:

– в отрасли присутствует несколько конкурирующих фирм, среди них есть крупные фирмы;

– олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары;

– существуют отдельные препятствия для вступления новых фирм в отрасль: эффект масштаба, владение патентами, контроль над стратегическим сырьем;

– контроль над ценой или ограниченный, или значительный при тайном сговоре конкурирующих фирм.

Пример. Существуют фирмы А, Б и В, производящие однородную продукцию. Все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Каждая фирма допускает, что два ее конкурента будут выравнивать свои цены при их снижении или повышении. Кривые спроса всех фирм одинаковы. При данных одинаковых издержках, спросе и показателях предельных доходов график 12.12. показывает положение каждой из фирм.

Каков будет выбор цены и объема производства для каждой из фирм?

 

 

Рис. 12.12. Тайный сговор фирм

 

Если фирма A была бы чистым монополистом, ответ был бы ясен: создать объем продукции Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам, назначить соответствующую цену P1Q1 и получить максимально достижимую прибыль. Однако фирма A имеет двух конкурентов, продающих идентичную продукцию.

Если фирмы Б и В назначат цены ниже P1Q1, тогда кривая спроса фирмы А сместится резко влево, поскольку ее потребители обратятся к ее конкурентам, которые в настоящее время продают тот же самый продукт по более низкой цене. Конечно, фирма A может ответить тем же самым, но это вызовет перемещение всех трех фирм вниз по кривым спроса, уменьшение их прибыли и, может быть, приведет их к некоторой точке, в которой средние издержки превысят цену. Естественно, захотят ли фирмы Б и В назначить цену ниже P1Q1? Признавая, что фирме A ничего не остается, кроме как выравнивать свою цену по той, которую могут установить фирмы Б и В, то ответ очевиден: они этого делать не будут. Столкнувшись с теми же самыми условиями спроса и издержек, фирмы Б и В сочтут в своих интересах производить Q1 единиц продукции и назначить цену P1Q1. Складывается любопытная ситуация. Каждая фирма считает наиболее выгодным назначить одну и ту же цену P1Q1, но только если ее конкуренты будут делать то же самое.

Каким же образом три фирмы могут реализовать решение о единой цене и количестве продукции, в которых каждая из них заинтересована? Ответ очевиден. Все фирмы будут иметь причину для того, чтобы вступить в такой сговор и согласиться назначить одинаковую цену.

Общий вывод относительно поведения фирм-олигополистов состоит в следующем: фирмы, координирующие свое поведение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и в результате, большие чистые прибыли; некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены, равные или близкие к предельным издержкам.

Рассмотренные четыре модели рынка отражают реальную рыночную действительность. Они позволяют ориентироваться в ней, поскольку ситуация в каждой отрасли оказывается близкой к одной из рассмотренных моделей. Конкуренция в большей или меньшей мере присутствует в каждой модели. При этом снизилось значение ценовой конкуренции. Первостепенное значение приобрели такие методы конкурентной борьбы, как повышение качества, техническая новизна, реклама, гарантийное обслуживание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.