Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет и государственный долг




 

 

Главным финансовым планом государства является бюджет. По определению Бюджетного кодекса РФ, государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения, задач и функций государства и местного самоуправления.

Госбюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходы государственного бюджета преимущественно формируются за счет налоговых поступлений с организаций и населения. Неналоговые поступления связаны с доходами от приватизации, государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других доходов.

Расходы бюджета направляются на содержание государственного аппарата, силовых структур, учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры, развитие отдельных отраслей и регионов страны.

 

Таблица 19.1

Федеральный бюджет Российской Федерации

Показатели Годы
           
Доходы, млрд.р. 1132,1 1193,5 1998,4 2417,8 2742,8 3326,0
Расхода, млрд.р. 1029,2 1193,4 1871,9 2435,6 2659,4 3047,9
Профицит, млрд. р. +102,9 +0,1 +126,5 +72,2 +63,4 +278,1
Доходы, в % к ВВП 16,0 17,6 19,4 18,5 17,9 17,8
Расходы, в % к ВВП 14,6 14,7 17,8 18,0 17,4 16,3
Профицит, в % к ВВП 1,4 2,9 1,6 0,5 0,5 1,5

 

Если доходы государственного бюджета превышают расходы, то образуется профицит бюджета, а если доходы меньше расходов, то возникает дефицит бюджета. Дефицит (профицит) бюджета измеряется как в абсолютной величине, так и в процентах к ВВП.

Существуют две концепции регулирования бюджета. Первая концепция – это ежегодно балансируемый бюджет. Данная концепция была общепризнанной до великой депрессии 30-х годов. Расширение государственного регулирования экономики привело к необходимости отказа от ежегодного балансирования бюджета. Правда благодаря сторонникам данной концепции. В США в 1985 году был принят закон Грэмма-Радмена-Холлингса, предписывающий ликвидировать дефицит бюджета и в дальнейшем его не допускать.

Вторая концепция бюджетного регулирования – это балансирование бюджета на циклической основе. В фазе подъема необходимо повысить налоги и снизить государственные расходы. Образующийся профицит бюджета может быть использован для покрытия дефицита бюджета предыдущего периода. В условиях экономического спада, наоборот, сокращаются налоги и увеличиваются расходы, что ведет к дефициту бюджета.

Правительство может финансировать дефицит государственного бюджета тремя способами. Во-первых, за счет увеличения количества денег. Эмиссия денег и продажа государственных облигаций для покрытия дефицита бюджета называется монетаризацией долга. Увеличение количества денег снижает процентную ставку и способствует увеличению инвестиций. Увеличение предложения денег повысит совокупный спрос.

В то же время увеличение количества денег приведет к инфляции. Повышение цен снизит покупательную способность денег и вызовет их обесценение. Эмиссия денег с целью извлечения дохода равносильна введению инфляционного налога. Его величина равна произведению темпа инфляции на денежную базу:

 

Тπ =π×МВ.

 

Монетаризация долга порождает эффект Оливера-Танзи. Его суть заключается в том, что налогоплательщики сознательно затягивают сроки внесения платежей в бюджет, поскольку это ведет к обесценению денег.

Во-вторых, дефицит бюджета финансируется за счет выпуска государственных облигаций. Это называется долговым финансированием. В краткосрочном периоде долговое финансирование вызывает увеличение процентных ставок, ведущее к эффекту вытеснения, который ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Для ослабления эффекта вытеснения придется прибегнуть к экспансионистской денежной политике.

Под вытеснением в макроэкономике понимается ситуация, в которой увеличение государственных расходов приводит к уменьшению частных расходов.

В-третьих, дефицит бюджета может покрыться за счет увеличения налогов. Налоги, взимаемые государством, уменьшают располагаемый доход потребителей. Увеличение налогов может иметь существенное влияние на решения домашних хозяйств о потреблении и сбережении. В случае временного увеличения налогов домашние хозяйства, согласно гипотезе перманентного дохода, уменьшат сбережения практически на всю величину прироста налогов, при этом потребление практически не изменится. В результате произойдет уменьшение совокупных сбережений экономики. В случае перманентного увеличения налогов домашние хозяйства в первую очередь уменьшат потребление и, быть может, несколько снизят сбережения. В противном случае все перманентное изменение располагаемого дохода отразится на потреблении, а сбережения не изменятся. Тогда равновесие в открытой экономике останется прежним.

При образовании бюджетного избытка государство может направить его на погашение своего долга населению, досрочно выкупая облигации, или на уменьшение задолженности Центральному банку. В первом случае количество денег в стране не изменится: просто со счетов государства они перейдут на счета граждан, а во втором случае объем денежной массы сократится вследствие уменьшения активов Центрального банка.

В долгосрочной перспективе дефицит государственного бюджета всегда сопровождается увеличением количества денег в обращении. Если Центральный банк будет препятствовать монетаризации бюджетного дефицита, то государству придется увеличить предложение облигаций, что приведет к повышению ставки процента. С ее повышением предложение денег возрастает. Кроме того, повышение ставки процента усиливает эффект вытеснения при проведении экспансионистской фискальной политики.

Накопленная за определенный период времени сумма бюджетных дефицитов образует государственный долг. Для его оценки используют абсолютную величину государственного долга, его отношение к ВВП и проценты по выплате государственного долга.

Выделяют внутренний и внешний долг. Внутренний долг- это долг государства своему населению. Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Внешний долг более опасен для страны, чем внутренний.

Таблица 19.2

Объем, структура и динамика государственного долга РФ*

Показатели Годы
       
Государственный долг, млрд.р. 157,7 3991,7 4479,7 3884,1
в том числе: внутренний внешний   17,2 140,5   757,9 3233,8   557,4 3922,3   842,1 3042,0
В % к ВВП 71,3 148,7 61,3 29,9
в том числе: внутренний внешний   10,0 61,3   28,2 120,5   7,6 53,7   6,4 23,5

Примечание. *Источник: Экономист. - 2004 г. - №3. - С.37

В настоящее время основными долговыми обязательствами, которые обеспечиваются Правительством РФ являются:

- государственные краткосрочные обязательства сроком 3, 6, 12 месяцев;

- государственные долгосрочные обязательства сроком на 20 лет;

- облигации внутреннего государственного валютного займа;

- казначейские векселя.

Из таблицы видно, что с переходом к рыночной экономике в России сформировался долг впечатляющих размеров, который стал заметно снижаться в начале нового века.

 

Таблица 19.3

 

Структура государственного внешнего долга РФ*

Показатели Млрд.долл. %
Государственный долг на 1.01.2004 г. 182,1  
в том числе: органы государственного управления органы денежно-кредитного регулирования банковский сектор нефинансовые предприятия   99,2 7,8 24,8 50,3  

Примечание. *Источник: Российская бизнес-газета. – 2004. - №20. - С.4

 

Наличие государственного долга не ведет к банкротству государства.

Правительство, во-первых, может рефинансировать этот долг. Для этого, когда подходит срок оплаты долга, оно выпускает новые облигации и доход от их продажи пускает на покрытие предыдущего долга.

Во-вторых, образование государственного долга можно предотвратить, запретив правительству превышать расходы бюджета над его доходами. В ряде стран такой запрет введен законодательно. "Поправка о сбалансированном бюджете" дебатировалась в США в 1980-е гг. и в сентябре 1995 г.

Для ее утверждения в Сенате не хватило одного голоса. В июне 1997 г. страны Европейского союза приняли пакте о стабилизации и росте экономик своих стран. В этом пакте предел дефицита государственных бюджетов установлен в размере 3 % ВВП, а размер государственного долга – 60 % ВВП.

В-третьих, правительство законодательно может увеличить налоги и тем самым снизить долг.

В-четвертых, правительство может просто отказаться от своего долга. Отказ правительства оплачивать свои обязательства называется дефолтом. После Октябрьской революции Российское правительство отказалось выплачивать долги царского правительства. В середине 50-х годов ХХ века Правительство СССР заморозило на 25 лет облигации внутреннего займа для восстановления народного хозяйства страны, которые были выпущены после Великой Отечественной войны.

Доля государственного долга в ВВП уменьшается в двух случаях: когда образовывается первичный бюджетный профицит и когда темп прироста реального ВВП превышает реальную ставку процента

где g – доля государственного долга в ВВП;

r - реальная ставка процента;

Y - ВВП (доход);

δ – дефицит госбюджета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.