КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о психике, нейрофизиологические основы психики человека
Тема 1. Психические процессы Лекция 2. Основы общей психологии Развитие отечественной юридической психологии
В первой половине 19 века в МГУ читался курс «Уголовная психология». Особенно сильно вырос интерес к судебной психологии после судебной реформы 1864 г. В 1874 г. в Казани публикуется первая монография по судебной психологии. В начале 20 века в России формируется психологическая школа права, родоначальником стал юрист – социолог Л. Петражицкий (1867-1931) зав. кафедрой истории философии права в Петербургском университете. В 1907 г. по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан Научно – учебный психоневрологический институт в программу, которого входил курс «Судебная психология» В 1909 г. был создан Криминологический институт. С этого времени юридическая психология стала развиваться в России как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В 1925 г. был создан криминологический институт, где проводились судебно-психологические исследования. С 30-го года исследования были прекращены, возобновлены они были лишь в 60-х годах. В 1964 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» На основе этого постановления в 1966 г. в юридических вузах было введено преподавание общей и судебной психологии. В 1968 г. В структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством А.Р. Ратинова. В 1974 г. В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. В 1972 г. Во ВЮЗИ в составе кафедры криминалистики, а с 1990 г. Кафедры криминологии МГЮА был создан сектор общей и юридической психологии под руководством М.И. Еникеева. В настоящее время отечественная юридическая психология стала развернутой научной и практической дисциплиной. Вопросы: 1. Понятие о психике, нейрофизиологические основы психики человека. 2. Структура сознания. 3. Психические процессы. 4. Эмоциональные и волевые психические процессы. 5. Психические состояния личности.
Литература: 1. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2009, с.23-121. 2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.20 – 55.
Все живое на земле находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Одной из форм отражения воздействия окружающей среды является раздражимость, которая присуща даже самому простейшему живому организму. Раздражимость – способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия окружающей среды посредством процессов жизнеобеспечения. В процессе эволюции в отличие от растений, животный мир выработал другой вид раздражимости – чувствительность. С помощью чувствительности происходит субъективное отражение воздействия окружающей среды. С появлением и развитием чувствительности возникло сознание. Первоначальной формой психического отражения действительности и регуляции поведения являются инстинкты. Инстинкт – врожденные, биологически целесообразные, генетически закрепленные формы поведения. У более высоко развитых животных инстинкты совершенствуются в процессе практической деятельности (навыков). В процессе совершенствования и развития навыков появился рассудок (интеллект). Навыки – жизненно необходимый опыт, приобретенный в процессе приспособления к окружающему миру. Рефлексы – бессознательные ответные, закрепленные в памяти, действия организма на раздражитель. Интеллект – способность организма решать новые задачи на основе существующих объективных связей между предметами и явлениями. Психика – продукт деятельности коры больших полушарий головного мозга. Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек овладевает новым средством ориентирования в окружающем мире – знаниями. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений, которые зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, психического состояния и т.д. С развитием психики человека сформировалось сознание как высший этап развития человеческой психики. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, которые сформулированы в понятиях и оценочных суждениях. Психика человека функционирует одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном уровне. Бессознательный уровень психической деятельности – врожденные инстинкты и рефлексы, которые сформировались как необходимые свойства выживания живой материи (самосохранение организма и вида). Подсознательный уровень – обобщенный, доведенный до автоматизма опыт, стереотипы поведения. К подсознательному уровню относятся – умения и навыки, привычки и автоматизмы, комплексы, установки, нравственность и интуиция. Привычки и автоматизмы – комплексы стереотипно совершающихся действий в типичных ситуациях. Они играют важную роль, разгружая сознание для более сложной деятельности. При этом сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартных задач. В подсознание вытесняются и различные комплексы. Психические комплексы – нереализованные желания, подавляемы стремления, страхи, амбиции. Комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации (компенсация с избытком) и формируют направленность поведения личности. Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям. Нравственность и интуиция - высшая сфера подсознания. Интуиция – процесс мгновенного получения ответа на проблемную ситуацию на основе обобщения прошлого опыта. К подсознанию так же относятся: сновидения и ясновидение, телепатия и гипноз, аффект, паника, фобии истерические фантазии, спонтанная тревожность, рефлексия и др. Рефлексивность – способность к самооценке и самоконтролю. Безусловный рефлекс – врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пища, опасность). Условный рефлекс – реакция типично встречающиеся раздражители.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |