Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические процессы




Структура сознания

В структуру сознания входят: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы - совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

1. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление) – система специфических действий, направленных на познание окружающего мира. Психические познавательные процессы характеризуются относительной кратковременностью их протекания. Протекание отдельных психических процессов зависит от общего развития личности, потребностей и мотивов поведения.

2. Психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они длятся дольше психических процессов.

3. Психические свойства – они наиболее стойки, хотя могут изменяться в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но более всего они могут изменяться под влиянием социальных условий, и прежде всего, воспитания и самовоспитания (характер).

 

 

Психические процессы-совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психические познавательные процессы ощущения и восприятия, внимание, понятия и представления, память и мышление, воображение и интуиция.

1. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качествпредметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Ощущение обеспечивает основу ориентации организма в окружающем мире.

2. Восприятие – отражение совокупных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств. При восприятии воспринимается целостность и индивидуальность предмета или явления.

3. Внимание – избирательная направленность сознания на определенные предметы и явления. Произвольным или непроизвольным внимание будет в зависимости от наличия волевого усилия.

4. Понятия и представления. В результате восприятия предметов и явлений формируются понятия и представления о них. Эти понятия получают свое название. Эти названия человек получает от других людей во время обучения либо дает этим предметам или явлениям свое собственное. В дальнейшем процесс мышления протекает с использованием этих представлений и понятий.

Результаты познавательных процессов фиксируются и запоминаются в сознании с помощью памяти.

5. Память – сложный психический процесс, в результате которого происходит восприятие предмета или явления, сохранение этого образа, узнавание его и способность воспроизвести этот образ с помощью речи, изображения или иных действий. Основная работа памяти – запоминание и воспроизведение информации по ассоциациям:

· ассоциация по смежности – без переработки информации;

· ассоциация по контрасту – связь двух противоположных явлений;

· ассоциация по сходству – воспринимая одну ситуацию человек вспоминает другую сходную.

- Типы памяти – наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

- Виды памяти – зрительная, слуховая, двигательная, смешанная и др. виды памяти. В зависимости от времени сохранения информации в памяти различают долговременную и кратковременную память.

6. Мышление – процесс отражения в сознании человека закономерностей и связей между предметами и явлениями. Оно возникает на основе практической деятельности и протекает на языковой основе. Слова создают необходимую оболочку мысли.

Процесс мышления – анализ, синтез, сравнение и обобщение и выводы.

- Анализ – выделение в объекте существенных сторон, связей и отношений.

- Синтез – соединение отдельных элементов в единое целое.

- Сравнение – сопоставление между собой предметов, свойств или явлений.

- Обобщение – выделение определенных, совпадающих или различающихся признаков. В процессе обобщения в сравниваемых предметах и анализа выделяется нечто общее или различное (выводы).

- Выводы – результат произведенных исследований.

Мышление человека невозможно без воображения, которое дополняет отсутствие данных о явлении или предмете.

7. Воображение – психический процесс построения нового идеального образа на основе собственного научного или практического опыта.

8. Интуиция – мышление, при котором решение приходит без логического рассуждения. Фактически рассуждение происходит, но его процесс не осознается сознанием.

Познавательная деятельность в юридической практике:

1. Формулирование проблемы – что можно узнать из имеющихся данных и что для этого необходимо.

2. Объяснение – использование системы суждений (знаний) о предмете или явлении.

3. Доказательство – утверждение истинности или ложности какого-либо положения (тезиса) системой других суждений (аксиома).

4. Гипотеза – высоко вероятностное предположение о конкретном предмете или явлении. В криминалистике – версия.

Гипотеза (версия) должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами. Необходимо выдвигать, возможно, меньшее количество гипотез (версий), но не менее двух. Предпочтение должно быть отдано той, которая более единообразно объясняет серию фактов. Гипотеза (версия) должна быть основана на теоретических или практических знаниях. Противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.