Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм

Марксистское понимание природы

В основе понятие материи. Материей называют объективную реальность, т.е. то, что существует вне и независимо от сознания и отражается в нем.

Виды материи:

1) Неорганическая природа

2) Живая природа

3) Общество

Каждая обладает своей структурой.

Все, что существует, существует каким-то способом.

Способ существования материи – движение.

Движением называется всякое изменение, происходящее в материальном объекте.

Существует много разновидностей материи, что означает множество форм движения, поэтому так много наук.

Движение материи происходит в пространстве и времени.

Пространство – это способность предметов быть протяженными, занимать место среди других предметов, иметь с ними границу и взаимодействие.

Время – способность предметов иметь длительность, ритм, темп изменения.


 

Позитивизм возникает в 30х годах 19 в.

Основоположники – Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903).

Конт выделил в истории человечества 3 стадии:

1) Религиозная (все объясняется действием сверхъестественных сил)

2) Метафизическая (все объясняется абстрактными понятиями и идеями)

3) Позитивная (господство научного знания, основанного на опыте (эмпирическом))

Позитивное знание: опытное, однозначно сформулированное, последовательное, доказательное, полезное.

Каждая наука изучает свой предмет. Науки дают сумму знаний, которую можно использовать.

Те проблемы, которые однозначно не разрешимы, нельзя и ставить. В философии большинство именно такие.

Философия в старом смысле не нужна.

1) Либо ее выбросить

2) Либо модернизировать

Философия должна быть такой же наукой, как все остальные, но более общей. Она должна обобщать выводы разных наук и находить связь между ними.

Но к концу 19 в. обнаружилось, что научное исследование и обобщение зависят от нравственных и психологических характеристик ученых.

Приходится ставить вопросы: что есть обобщение, личность, нравственность, психика? Это и есть философия в старом понятии.

Возникает вторая форма позитивизма – махизм, или эмпириокритицизм.

Основоположники – Э. Мах (физик) (1838-1916) и Р. Авенариус (1843-1896).

Уточнили: задача философии – создать теорию научного познания.

Основной принцип науки – экономия мышления, наименьшая трата сил.

Это объясняется потребностью человека в выживании, к приспособлению к окружающей среде.

Поэтому наука должна только описывать и только то, что дано несомненно.

Это наши ощущения.

Есть только ощущения, а философские понятия (материя, сознание, вещь) лишь условные имена, принятые для удобства.

Ощущения сами по себе и не материя, и не сознание, они состоят из нейтральных элементов. Но сумму более устойчивых элементов мы называем вещами, а менее устойчивые сочетания относим к сознанию.

Если исходить из этого, то устранится много загадок мира и будем описывать только несомненный опыт.

Скоро и эта стратегия провалилась.

Теории 20-го века типа квантовой механики, теории относительности строятся так, что они изучают явления, выходящие за рамки чувственного опыта.

Вновь возникают вопросы: что такое опыт, какую реальность описывают современные науки и реальность ли это вообще, какова роль науки человека и используемых им средств? Опять философские вопросы.

В 20-х годах 20 в. возникает третья разновидность – неопозитивизм (аналитическая философия). Представители: Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951).

1. Логический позитивизм

Уточнение: наука есть особый знаково-символический язык, поэтому задача философии – объяснить, как устроен язык науки.

Главное здесь – установить, какие суждения имеют научный смысл, какие нет, и последние убрать из науки.

Смысл имеет только то суждение, которое поддается проверке (верификации) в ходе анализа вследствие математической логики.

Это значит, что любая научная теория в конечном итоге может быть выражена простыми предложениями, которые соответствуют опыту.

Если проблему нельзя свести к простым предложениям, она не имеет смысла.

Большинство философских проблем не поддается верификации.

Но сам принцип верификации не верифицируем.

Большинство математических и логических знаний не верифицируемы.

Этические, эстетические суждения, просьбы, приказы, советы оказались бессмысленными.

Попытка преодолеть возникшие противоречия породила в 1930-1940 гг. философию лингвистического анализа (2 разновидность неопозитивизма).

Уточнение: основной объект философского анализа – обыденный язык.

Язык многослоен (диалекты, жаргон). Каждый слой как бы отдельный язык-игра, и в разных слоях одни и те же слова имеют разный смысл.

Значение слова – это не то, что присуще ему постоянно, но способ употребления слова в каком-то контексте.

Между языками-играми есть связь и взаимопереход (переходить очень трудно).

Философские проблемы возникают из-за неправильного употребления слов.

Поэтому и порождаются бессмысленные проблемы. Поскольку нет общего понятия знания, постольку общая философская теория познания невозможна.

Философия должна описывать то, что реально дано в языке.

Анализ языка способствовал возникновению кибернетики, вычислительной техники и искусственных языков.

Но оказалось, что и сам обыденный язык не является критерием, что имеет смысл, а что не имеет.

Это устанавливается философским анализом.

Оказалось, что в любой науке неизбежны теоретические положения, которые не доказуемы внутри этой науки. Они вводятся в науку как философские допущения.

В конце 1960-х гг. возникает постпозитивизм. Представители: Карл Поппер (1902-1994), Имри Лакатос (1922-1974), Томас Кун (1922-1996), Пол Фейерабенд (1924-1994).

Главными становятся проблемы истории, развития науки.

Изучаются вопросы: как возникает новая теория, как выбрать между конкурирующими теориями, возможно ли взаимопонимание между сторонниками противоположных теорий.

Поппер создал теорию трех миров:

1. Мир объектов

2. Мир субъектов (люди)

3. Мир объективного научного знания (совокупность научной информации).

Изучение третьего мира – и есть задача философии.

Выдвинул принцип фальсификации, согласно которому научные утверждения должны быть принципиально отвергаемы.

Научное знание носит гипотетический характер и добывается методом проб и ошибок.

История науки есть не просто смена теории, но смена научно-исследовательской программы.

Эта программа имеет жесткое ядро (совокупность исходных идей) и защитный пояс гипотез.

Также входят в программу эвристические методы.

Когда под давлением программы жесткое ядро разрушается, создают новую программу.

Деятельность ученых определяется парадигмой – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых учеными и задающих модель постановки и решения проблем.

Какое-то время ученые активно используют парадигму, расширяя количество изучаемых объектов – нормальная наука.

Но накапливаются неразрешимые проблемы, парадигма отбрасывается, происходит революция.

Создаются новые парадигмы, одна из них побеждает. Между парадигмами не существует логической связи.

Фейерабенд – создатель теории эфистимилогического анархизма.

Каждый ученый может создавать собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику, потому что наука определяется не только самой наукой, но и многими другими факторами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марксистская философия | Методы изучения биологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.