Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения. Iфирма (предприятие)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ

Наряду с ценами спрос на все товары и услуги определяют такие факторы, как вкусы и доходы потребителей. Каждый индивид выбирает объемы спроса товаров и услуг так, чтобы максимизировать свою полезность при заданных ограничениях, обусловленных имеющимся в его распоряжении доходом. Для этого потребители постоянно сравнива­ют полезность тех благ, кот. им необходимы и доступны.

Полезность — это удовлетворение, кот. благо (товар) приносит потребителю. Опре­деляя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает раз­мер той пользы, кот. принесет ему потребление этого блага.

Оценка полезности. На уровне индивидуума она всегда субъективна. Оценка полез­ности одного и того же блага у разных индивидуумов будет отличаться. Но даже у одно­го индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается.

Предельная полезность любого блага определяется приростом совокупной полез­ности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности: каждая последующая (пре­дельная) порция блага будет менее полезна с точки зрения индивидуума, в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно и ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага.

Концепция предельной полезности лежит в основе анализа соотношения количе­ства и качества благ, на кот. потребитель предъявляет спрос с целью максимизации своей полезности. Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой их набор, в кот. предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение. Это позволяет понять, чем руководству­ется индивидуум при покупке набора благ.

Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена без­различия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового.

 

Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть и небольшое, на общий уровень цен и делает всех потребителей относитель­но богаче.

Эффект замещения означает, что потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на курятину заставит покупать больше кур и со­кратить покупки говядины или свинины.

Фирма. Одним из главных объектов микроэкономического анализа является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы (пред­приятия) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потреб­ности человека.

Фирмы (предприятия) создаются предпринимателями и представляют собой самосто­ятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, которые объединяют эко­номические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности, под которой по­нимается деятельность, связанная о производством товаров и оказанием услуг третьим лицам (физическим и юридическим), приносящая предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Под прибылью понимают превышение доходов над расходами.

Предложение фирмы и отрасли. Различают предложение фирмы и отрасли, т.е. общее предложение фирм, выпускающих данный вид блага (товар). Рыночный, т.е. от­раслевой, объем предложения есть сумма предложений данного товара всеми фирма­ми, участвующими в его выпуске.

Предложение фирмы есть то количество благ, которое фирма может поставить на рынок. Оно зависит прежде всего от цены данного блага. Чем выше цена, тем больше предложение. К неценовым факторам предложения относят: издержки, технологии, цены факторов производства, цены взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ, политика правительства, налоги и субсидии, ожидания участников рыночных сделок и др.

Предпринимательский риск — вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, или возникновение убытков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность. Рынок | Виды издержек. Издержки фирмы представляют собой денежное выражение затрат на приобрете­ние факторов производства, использованных в ходе производства и реализации продук­ции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.