Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия и монополистическая конкуренция




Монополия представляет собой модель рынка, которая характеризуется тем, что одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заме­нителей. Но такое явление бывает достаточно редко. Для монополии характерно макси­мальное проявление рыночной власти, т.е. возможности диктовать цены на рынке. Ос­новные признаки чистой монополии следующие:

1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист — отрасль, состо­ящая из одной фирмы. Напр., РАО ЕЭС — единственный поставщик электроэнергии в России.

2. Отсутствие близких заменителей. Потребитель должен покупать продукт у моно­полиста или обходиться без него вовсе. Продукт должен быть уникальным, и у него не должно быть хороших заменителей.

3. Возможность диктовать цену — главная характеристика монополиста. Он назна­чает цену, а покупателям остается лишь определять количество товара, которое они могут позволить себе купить.

4. Вступление на рынок заблокировано — причина существования монополиста и причина отсутствия конкуренции. Существование монополии зависит от барьеров — пре­пятствий для вступления конкурентов на рынок отрасли.

Барьеры вступления в отрасль:

1. Экономия на масштабах производства. Некоторые технологии таковы, что эффектив­ное производство возможно только в чрезвычайно крупных масштабах. Фирме-конкуренту потребуются колоссальные капиталовложения, которые, возможно, никогда не окупятся.

2. Естественные монополии. В нескольких отраслях конкуренция невозможна или неосуществима. Такие отрасли называются естественными монополиями. Такими моно­полиями могут быть, в частности, предприятия общественного пользования — электри­ческие, газовые сети и т.п.

3. Патенты. Предоставляя собственнику изобретений исключительное право исполь­зовать их в течение продолжительного периода, общество делает правообладателя мо­нополистом.

4. Лицензии. Государство может ограничивать вступление в отрасль путем выдачи лицензий.

5. Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая месторождением уникального сырья, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

6. Нечестная конкуренция может быть барьером вступлению в отрасль. Ее формы различны. Это и давление на поставщиков ресурсов и банки, и переманивание персона­ла, и резкое снижение цен.

 

Монопольный спрос составляет главное отличие монополиста от конкурентного продавца. Монополист — это целая отрасль, он удовлетворяет спрос на продукцию всей отрасли. Это обстоятельство влечет за собой ряд последствий.

Нисходящая кривая спроса означает, что монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу продукции. Объем производства и про­даж товара однозначно связан с ценой — монополист определяет цену и тем самым решает, какой объем продукции произвести.

Монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет стремиться избегать неэлас­тичного отрезка на своей кривой спроса в пользу некоторой комбинации цены и количе­ства продукции на эластичном отрезке.

Максимизация прибыли монополистом осуществляется путем сопоставления до­хода и издержек, монополист будет стремиться производить столько продукции, что, продавая ее по соответствующей цене, он обеспечит максимум прибыли. При этом мо­нополисту выгодно продавать меньше продукции и назначать более высокую цену, чем та, которая установилась бы на конкурентном рынке.

Монополистическая конкуренция — наиболее часто наблюдаемый на практике тип конкуренции. Такая конкуренция складывается на неоднородном рынке с множеством покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров, в разных местах и на разных усло­виях, сопровождая предложение различной по форме и интенсивности рекламой.

Монополистическая конкуренция означает интенсивную конкуренцию в соединении с небольшой долей монопольной власти, так что производитель сталкивается со спросом, зависящим от цены. Кривая спроса является нисходящей — спрос увеличивается при снижении цены.

В монополистической конкуренции участвует достаточно большое число фирм. Это могут быть, например, продовольственные магазины города. Каждая фирма обладает неболь­шой долей рынка, поэтому сама она лишь ограниченно контролирует цены.

Вступить в отрасль относительно просто благодаря небольшим размерам фирм, так как эффект масштаба и требующийся капитал невелики.

Цены и объемы производства. В краткосрочном периоде поведение фирмы в ус­ловиях монополистической конкуренции подобно поведению монополиста. Долговремен­ный период при монополистической конкуренции не отличается от конкуренции — про­стота вступления в отрасль ликвидирует прибыли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.