Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заработная плата и занятость




ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия возникает тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каж­дая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реак­цию конкурентов. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигопольной отрасли могут производиться стандартизированные или дифференциро­ванные продукты. На рынке обычно присутствуют не более 5-8 крупных предприятий, в производстве дифференцированных продуктов участвует еще некоторое количество мел­ких предприятий, влияние которых на рынок несущественно.

Основные причины существования олигополии:

1) эффект масштаба, который требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы составляла большую долю совокупного рынка;

2) другие барьеры — владение патентами и контроль над сырьем, которые важны в электронике, химии; огромные расходы на рекламу;

3) побуждение к слиянию, обусловленное стремлением существенно увеличить долю рынка для более полного использования эффекта масштаба или усиления рыночной вла­сти.

Всеобщая взаимозависимость. В условиях олигополии продавцы — крупные фир­мы весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга. Ценовая конкуренция при олигополии непродуктивна и называется ценовой войной. Фирма не может добиться какого-то положительного результата за счет снижения или повышения цен. Если она повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру. И тогда придется снижать цены либо рисковать потерей клиентуры.

Цены и объемы производства. Существуют следующие простые модели олигопо-листического ценообразования:

1) ломаная кривая спроса — кривая спроса резко меняется под влиянием действий конкурентов, меняющих цену;

2) обусловленное тайным соглашением ценообразование — сговор приводит к тому, что олигополисты подобно монополисту максимизируют общую прибыль;

3) лидерство в ценах — лидер отрасли задает цену, а остальные ее принимают; си­туация близка к чистой монополии;

4) ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль»,

Неценовая конкуренция. Поскольку олигополисты стараются избегать ценовой конкуренции, наибольшее внимание они уделяют неценовой конкуренции, основанной на дифференциации продукта.

 

Занятые и безработные. К рабочей силе относится все население страны в трудо­способном возраста, сюда включаются занятые и безработные. Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период:

• выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму, т.е. самостоя­тельно;

• выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

• временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного или иного отпуска, забастовки. Остальные считаются безработными.

Формы и принципы оплаты труда. Заработная плата, или ставка заработной пла­ты, — это цена, выплачиваемая за использование труда. Существует несколько наибо­лее распространенных форм оплаты труда. Среди них повременная оплата труда, когда размеры заработной платы работника зависят от отработанного им времени и его та­рифной ставки. Для рабочих часто устанавливаются часовые ставки.

Сдельная форма предполагает оплату труда работников по количеству (объему) про­изведенной продукции требуемого качества. Кроме того, существует множество форм материального стимулирования, например премиальные системы.

Реальная и номинальная оплата труда. Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная за час, день, неделю, месяц. Реальная заработ­ная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номиналь­ную заработную плату.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.