Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример




Относительный уровень дефицита определяется отношением абсолютной

величины к объёму бюджета по расходам (или к объёму ВНП):

Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (рассчитанный к объёму ВВП) не превышает 3% (к расходам не более 8%).

3. Статистическое изучение государственного бюджета

Статистика государственного бюджета занимается характеристикой выполнения плана и динамики, выявлением закономерностей в структуре и размерах доходов и расходов, изучением связи доходов государственного бюджета с важнейшими макроэкономическими показателями.

Анализ исполнения государственного бюджета осуществляется путём исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Такой анализ наряду с совокупной оценкой выполнения плана государственного бюджета позволяет охарактеризовать степень выполнения плана по каждой группе доходов и расходов, произвести детальный анализ той группы доходов или расходов, по которой выявлены существенные отклонения фактических данных от запланированных.

После общей оценки выполнения плана по доходам необходимо установить, чем было обусловлено отклонение фактических поступлений доходов от запланированных.

Исходными для налоговых поступлений могут быть 2 фактора:

1) изменение налогооблагаемой базы;

2) изменение налоговой ставки.

Влияние первого фактора на абсолютный прирост суммы налога можно рассчитать по формуле:

ΔHб = (Б1 – Б0)*С0,

а абсолютный прирост суммы налога, обусловленный изменением налоговой ставки, рассчитывается по следующей формуле:

ΔHc = (C1 – C0)*Б1, где

ΔHб и ΔHc – абсолютный прирост суммы налога, обусловленный изменением

соответственно налогооблагаемой базы и налоговой ставки;

Б1 и Б0 – размер налогооблагаемой базы в отчётном и базисном периодах;

C1 и C0 - размер налоговой ставки в отчётном и базисном периодах.

Алгебраическая сумма прироста налогов за счёт этих двух факторов (ΔHб

+ ΔHc) должна показать общий абсолютный прирост суммы налоговых дохо-

дов по анализируемому виду налогов.

Пример:

Изменение ставки по налогу на прибыль в отчетном периоде по сравнению с базисным составило 6%, а размер налогооблагаемой прибыли увеличился в отчетном периоде на 40%. Налогооблагаемая прибыль предприятия в базисном периоде составила 27 млн. ден. ед., ставка налога на прибыль в базисном периоде составила 30%.

1. Величина налогооблагаемой прибыли предприятия в отчетном году составила:

Б1=Б0 1,4=270000001,4=37800000 ден. ед., так как IБ= Б1/Б0=1,4

2. Уменьшение объема отчислений налога на прибыль за счет уменьшения

ставки налога на прибыль составил:

<НС=(-0,06)*37800000=-2268000ден. ед.

3. Дополнительный объем отчислений в бюджет за счет увеличения нало-

говой базы равен:

<НБ=(37800000-27000000)*0,30=3270000 ден. ед.

4. Общий абсолютный прирост отчислений в бюджет по данному предприятию за счет уменьшения ставки налога на прибыль и увеличения размера налогооблагаемой прибыли предприятия составил:

<Н=3270000+ (-2268000)=972000 ден. ед.

Доля дополнительных отчислений в бюджет определяется по формулам:

- за счёт изменения налогооблагаемой базы:

- за счёт изменения налоговой ставки:

Статистическое изучение государственного бюджета должно завершаться выявлением закономерностей в его доходах и расходах. При этом необходимо изучить:

1) внутренние закономерности государственного бюджета;

2) закономерности, складывающиеся в процессе развития и взаимодействия доходов государственного бюджета с основными макроэкономическими показателями.

Первую задачу можно выполнить посредством определения удельных весов (долей) отдельных видов доходов, направлений расходов в их общей сумме, а также производных показателей динамического ряда:

- абсолютного прироста;

- темпов роста и прироста.

Использование этих показателей за ряд лет позволяет выявить сложившиеся закономерности в составе и динамике доходов и расходов государственного бюджета, определить их ожидаемые значения.

При решении 2-ой задачи необходимо количественно измерить степень связи, влияние отдельных макроэкономических факторов на прирост суммы доходов государственного бюджета с помощью многофакторных индексных моделей.

Исходными при построении этих моделей являются обычно показатели:

ВВ – валовой выпуск продуктов и услуг;

ВВП - валовой внутренний продукт;

ВНП - валовой национальный продукт;

НД – национальный доход;

ДГБ – сумма доходов государственного бюджета.

Модель детерминированной связи можно представить в виде:

Показатели правой части модели находятся в прямой связи с результатив-

ными показателями.

ВВ – при увеличении будут возрастать поступления в государственный

бюджет.

ВВП/ВВ – позволяет оценить влияние на изменение доли добавленной

стоимости или (что то же самое) материалоёмкости ВВ.

ВНП/ВВП – влияние фактора внешнеэкономической деятельности или саль-

до чистых доходов за границей.

НД/ВНП – измерение уровня потребления основных фондов на 1 рубль

ВНП.

ДГБ/НД – влияние доли доходов государственного бюджета в использован-

ном национальном доходе.

Для оценки влияния каждого фактора на прирост суммы доходов государственного бюджета нужно решить эту модель. Алгоритм решения приведём в общем виде для расчёта абсолютного прироста и темпа прироста результативного показателя за счёт отдельных факторов.

Экономико-математическая модель зависимости в общем виде представляется так:

Y - a, b, c, …, k, где

Y – результативный признак;

a, b, c, …,k – факторы.

Первый этап при определении факторных абсолютных приростов ─ расчёт уровня результативного показателя с учётом изменения:

- вначале только первого;

- затем первых двух;

- потом первых 3-ёх, 4-ёх и т.д. факторов.

Модели:

Y1a = Y0*Ia

Y1a,b = Y0*Ia*Ib = Y1a*Ib

Y1a,b,c = Y0*Ia*Ib*Ic = Y1a,b*Ic

………………………………….

Y1a,b,c, …,k = Y0*Ia*Ib*Ic*…*Ik = Y1a,b,c, …, (k-1)*Ik, где

Y1a, Y1a,b, …, Y1a,b,c, …,k – уровень результативного показателя с учётом изме-

нения соответственно фактора “a”, факторов “a” и

“b”, и т.д.

Второй этап ─ определение абсолютного прироста результативного показателя за счёт отдельных факторов (для этого необходимо из последующего его условного уровня вычесть предыдущий), т.е.

ΔYa = Y1a – Y0

ΔYb = Y1a,b – Y1a

ΔYk = Y1a,b,c,…,k – Y1a,b,c,…,(k-1)

ΔYa, ΔYb, …, ΔYk – абсолютный прирост результативного показателя, обусловленный изменением факторов a, b, c, …, k.

Третий этап ─ определение общего прироста результативного показателя за счёт всех факторов модели:

ΔY = ΔYa + ΔYb + … + ΔYk.

Необходимо произвести расчёт абсолютного и относительного прироста доходов государственного бюджета за счёт факторов на основе экономико-математической модели. Для удобства сумму ДГБ обозначим Y, а факторы

“a”, ”b”, ”c”, ”d”, ”e”.

Y = abcde.

На основе исходных данных таблицы рассчитаем за каждый год показатели-факторы индексной модели в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Расчет показателей - факторов модели.

 

 

№ п/п   Показатели   Усл. обозн.   Базисный год   Отчётный год   Индекс  
  ВВ a     0.87304
  ВВП / ВВ b 0.57353 0.59629 1.03969
  ВНП / ВВП c 0.91453 0.95104 1.03992
  НД / ВНП d 0.76636 0.74257 0.96896
  ДГБ / НД e 0.36097 0.41600 1.15245
           

 

Абсолютный прирост ДГБ обусловлен изменением:

ΔYa = Y0 *Ia – Y0 = 296*0.87304-296= -37.6

ΔYb = Y1a *Ib – Y1a = 258.4*1.03969 – 258.4=10.3

ΔYc = Y1a,b *Ic – Y1a,b = 268.7*1.03992 – 268.7=10.7

ΔYd = Y1a,b,c *Id – Y1a,b,c = 279.4*0.96896 – 279.4= -8.7

ΔYe = Y1a,b,c,d *Ie – Y1a,b,c,d = 270.7*1.15245 – 270.7=41.3

ΔY = ΔYa + ΔYb + ΔYc + ΔYd + ΔYe = 16 или

ДГБ1 – ДГБ0 = 16

Учитывая то, что большую часть доходов государственного бюджета имеют налоговые доходы, целесообразно включить в модель еще один фактор – долю налоговых доходов в общей массе доходов государственного бюджета.

Решение различных индексных моделей позволяет оценить влияние отдельных факторов на прирост суммы доходов в государственном бюджете. При этом для количественной характеристики связи используют также корреляционно-регрессионный анализ, который дает возможность изучить зависимость доходов государственного бюджета от национального дохода или ВВП, а также расходов на отдельные цели. Исходными данными для анализа являются данные республиканского и местных бюджетов. Анализ позволяет оценить тесноту связи и построить уравнение регрессии.

4. Показатели финансирования дефицита государственного бюджета и показатели государственного долга В соответствии с бюджетной классификацией отдельный блок составляет элемент “Финансирование дефицита республиканского бюджета”, отражаю-

щий привлечение правительством заёмных средств для финансирования расходов бюджета.

Заимствование согласно международным стандартам статистики государственных финансов не относится к доходам государственного бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита. Итак с точки зрения финансирования дефицит можно определить двумя способами:

 

1)

Заимствование - Погашение + Уменьшение ос- = Дефицит

долга атков ликвидных

финансовых

средств

 

2)

Дефицит = Сумма доходов - Сумма расходов - Погашение

+ -

Полученные Кредитование

официально

трансферты

 

 

Результатом финансирования расходов бюджета является изменение обязательств по кредитам и изменение суммы долга. По источникам финансирования оно бывает внутренним и внешним.

Государственный долг ─ это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и “остальным миром”, возникшая в результате их операций в предыдущие периоды. Обязательства должны быть погашены посредством операций учреждений государственного управления в будущем или переоформлением в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внутренний и внешний.

5. Прогнозирование государственного бюджета.

В состав задач статистики государственного бюджета входит прогнозирование его доходов и расходов – одна из важных задач, так как от состояния бюджета зависит сбалансированность экономики, уровень жизни населения.

При прогнозировании налоговых доходов государственного бюджета могут быть использованы различные методы, в т.ч. и простейшие на основе экстраполяции рядов динамики. При этом необходимо учитывать, что прирост суммы налоговых доходов может быть обусловлен 2-мя причинами:

1) ростом налогооблагаемой базы;

2) изменением в системе налогов.

Для того, чтобы прирост суммы налоговых доходов по причине роста налогооблагаемой базы необходимо применить коэффициент эластичности, для расчёта которого можно использовать соотношение:

темп прироста валового внутреннего продукта

темп прироста налоговых доходов

Кэл

 

Кэл покажет на сколько %-ов увеличивается сумма налогового дохода приросте ВВП на 1%. Для объективности оценки через Кэл необходимо произвести расчёт этого коэффициента за период, когда не было изменений в системе налогообложения.

Для того, чтобы исключить воздействие изменений в системе налогообложения необходимо использовать метод пропорциональной корректировки, суть которого заключается в приведении динамического ряда в сопоставимый вид.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.