Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления государственной политики




Государственная политика в обществе носит общезначимое, интегрирующее значение.

В экономической сфере это проявляется в том, что государство создает государственный сектор в экономике, который занимается производством общественно значимых товаров и услуг, которые по тем или иным причинам не может быть осуществлена частным сектором.

Наиболее типичная форма государственной экономической политики – это государственная программа. Она представляет собой форму реализации какого-либо государственного приоритета в социальной, экономической или иной области за счет фискальных средств и использования коммерческой базы монополий как субподрядчиков. Возникающий на основе государственной программы государственный заказ создает устойчивые конкурентные позиции подрядчикам (гарантированная оплата, отсутствие конкуренции, налоговые освобождения и пр.). Часто работа на заказы превращает компании в монополистов. Программа носит временный характер и при достижении приоритета расторгается (программа НАСА «Аполлон»). Другой формой являются государственно-монополистические комплексы – группа монополий и государственных органов и учреждений в конкретной области экономики, в которую через систему контрактов и субподрядов притягиваются некоторые другие корпорации. Эти комплексы в отличие от программ постоянны. Формируются они в тех отраслях, где частотность воспроизведения программ высока. Например, ВПК. Ещё одной формой экономической политики является создание свободных экономических зон – когда на определенной территории государство отказывается на время от своих прав на сбор налогов, таможенных пошлин и т.д., полностью освобождая для деятельности частный капитал. В результате в этих зонах возникает резкий экономический рост. Так, Люксембург за 10 лет обогнал Швейцарию по притоку иностранных инвестиций. В мире существуют около 5 000 свободных экономических зон. Ещё одной формой является государственное предприятие. Это юридическое лицо, учрежденное государством в предпринимательских целях или в целях выпуска общезначимых товаров, имущество которого состоит в государственной собственности.

До 1930-х годов господствующим мнением в науке и практической политике было таково, что роль государства в экономике сводится к роли пожарного. Однако ситуация Великой депрессии и Новый курс Рузвельта во многом изменили этот взгляд. Стало ясно, что без систематической политики государства в экономике и элементов планирования, невозможно достичь здорового состояния экономики. Тогда же предмет «государственная экономика» стал вводится в западных университетах для обязательного изучения экономистами и юристами.

Сейчас термин «государственное регулирование экономики» воспринимается вполне нормально. Под ним понимается система опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов и т.д. Это обусловлено тем, что в современных условиях далеко не все экономические и социальные проблемы могут быть автоматически решены на базе свободной конкуренции. Так, есть области экономики нерентабельные и малорентабельные для частного капитала, отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострение конкуренции на мировом рынке и т.д. Таковыми мерами выступают, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, активизация или сдерживание экспорта или импорта и т.д. Конкретные меры зависят от ситуации. Даже в развитых странах доля регулирования весьма высока. В США – 35-40% ВВП, Германия, Франция, Италия, Канада – более 50%, в Швеции – свыше 60%.

Основные сферы и способы регулирования экономики.

Прежде всего, это правовое обеспечение рыночного механизма – защита прав потребителей и производителей. Это защита прав собственности, её неотчуждаемости, антимонопольное законодательство, следящее за честностью конкуренции, защита прав потребителей, следящее за качеством товаров, защита прав интеллектуальной собственности, банковской сферы, уголовное законодательство.

Далее, производство общественных товаров. В основном, оборонные товары, содержание правоохранительных органов, аппарат управления, дороги, дорожная разметка, знаки, так как расходы на эти товары не рентабельны, так как не рассчитаны на потребителей, или потому что незначительны издержки на каждого конкретного потребителя или потому что трансакционные издержки (плата за шоссе) превышали бы взимаемые суммы или наоборот трансакционные издержки так высоки, что целесообразно взять государству (страхование по старости – государству не надо тратить денег на рекламу и агентов). Все это оплачивается за счет налогов.

Компенсация внешних издержек. Принятие административных мер к их инициаторам (например, за загрязнение окружающей среды) или косвенных (повышение налогов на загрязнителей). Или, наоборот, субсидирование положительных издержке – потребителю, чтобы мог платить более высокую цену, производителю, чтобы снизить издержки), чтобы повысить потребление блага – здравоохранение, образование, благотворительность, так как выигрывает все общество в целом.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Здесь государственная экономическая политика должна сделать то, чего не способен сделать сам рынок: «разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать это должным образом» (А. Линкольн). Эти меры бывают директивные (обязательные) и индикативные (рекомендательные, на основе собственной заинтересованности экономических субъектов). К первым относятся правовые нормы, адресные задания, лимиты, ставки и виды налогов, обязательные экологические нормативы, ко вторым – влияние на цены, совокупный спрос и предложение, использование бюджетных инвестиций, налоговые льготы и т.д. Используются и морально-этические стимулы – призывы и предложения бизнесменам участвовать в общественно-полезных делах (благотворительных фондов, поддержке образования, культуры, спорта), «джентельменские соглашения» с банками, торговыми фирмами, профсоюзами о ценах, процентных ставках, заработной плате и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.