Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная служба в системах государственного управления развитых стран




В сегодняшней Германии гражданские служащие получают профессиональную подготовку, необходимую для несения государственной службы, на последних курсах университетов.

В современной Германии наблюдается тесное взаимопроникновение политической и административной сфер. По закону о государственной службе, чиновникам разрешается участвовать в деятельности политических партий. В период избирательной кампании им разрешается брать двухмесячный отпуск для участия в избирательной кампании. А если они избираются депутатами, то могут получать сразу два жалованья – и чиновничье, и депутатское и сохраняют право на чиновничью пенсию. В политической сфере чиновников принимают охотно благодаря их профессиональной компетенции и финансовой независимости.

В Германии под категорию «публичная служба» включаются три типа лиц – чиновники, служащие, рабочие. Они отличаются тем, что чиновники получают свой пост посредством акта о назначении, а служащие и рабочие – на основании договора.

Под чиновниками в Германии понимаются – чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и вузов, военные, работники почты, железной дороги, государственных банков. Табель о рангах подразделяет их на 16 категорий: А1-А5 – низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9 – средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари), А10-А13 – высшие чины I ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы), А14-А16 – высшие чины II ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание чиновников состоит из основного оклада, территориальной надбавки, надбавок за детей, за выслугу лет, за звание.

Особую категорию в Германии составляют политические чиновники. Это чиновники, разделяющие определенную политическую программу правительства или министра, с уходом которого, уходят и они. К ним относятся статс-секретари в министерствах и ведомствах, руководители отделов в них же, в земельных канцеляриях. Другая особая категория – это почетные чиновники. Это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные и выборные консулы.

К службам на низшем уровне (А1-А5) допускаются лица, успешно закончившие народную школу и прошедшие подготовительную службу. К службе на среднем уровне (А6-А9) допускаются лица, успешно окончившие народную школы, прошедшие служебную подготовку в течении года и сдавшие специальный экзамен. К службе на высшем уровне I ступени допускаются лица, успешно закончившие школу, прошедшие специальную подготовку в течении 3 лет и сдавшие необходимый экзамен. А для высшего уровня II ступени – только лица с высшим образованием, сдавшие первый госэкзамен, прошедшие подготовительную службу в течении 2 лет, а потом сдавшие второй госэкзамен.

Дополнительно к этим требованиям устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней: от 16 до 30 лет — на низшие ступени; от 16 до 32 лет — на средние ступени; от 18 до 30 лет — на высшие должности. Постановлением 1968 г для многих видов службы возрастной «потолок» для приема поднят до 50 лет.

Среди сфер, из которых рекрутируется персонал для министерств, первое место занимает юстиция, потом – экономика и социальные науки (только с 1953 образование в этих сферах приравнивается к юридическому). Но и до сих пор 67% верхнего звена управленцев в Германии – юристы.

Система продвижения по службе четко регламентирована: повышение может быть в результате повышения квалификации (подтверждаемой экзаменом) и постепенностью (нельзя перескакивать через ступень). В низших должностях при оценке работы «хорошо» повышение происходит каждые 6 лет, а «удовлетворительно» - 8 лет. В средних и высших группах – зависит от специальности. Отступление от сроков может быть только если оценка «очень хорошая». Если государство не выполнит своих обязательств по продвижению – он вправе требовать возмещения убытков.

Деятельность чиновников контролируется специальной административной юстицией. Она действует как система специальных административных судов. Их компетенция – статус чиновника, его назначения, права, обязанности, оплата, социальное обеспечение, увольнение, пенсия. Чиновник может даже затеять процесс против самого себя, чтобы снять с себя подозрение в совершении дисциплинарных нарушений.

В США профессиональные гражданские служащие разделены по 18 категориям.

Категории 1-4 составляют низший персонал, непосредственные исполнители. Они выполняют простейшие рутинные работы. От них вообще не требуется независимых суждений. Их количество составляет около 21% всего аппарата. Они относятся к низкооплачиваемым работникам (6,5 – 9,9 тыс. долларов в год) (как и неквалифицированные рабочие).

Категории 5-8 составляют служащие, которые выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки, способностей к индивидуальной работе. Обязательное требование – высшее образование. Они также не имеют руководящих функций. Их число составляет примерно 31% всего аппарата. Они относятся к среднеоплачиваемым работникам (11 – 16 тыс. долларов в год) – выше, чем в частном секторе.

Категории 9-14 – средний руководящий персонал. Служащие 11-й категории способны выносить самостоятельные решения, 12-й – руководить, 13-й – быть помощниками руководителей небольших подразделений, 14-й – быть главами подразделений и бюро. Общее число – 46,6%. Средний размер жалованья – 20-35 тыс. долларов в год.

Служащие 15-18 категорий – высший руководящий состав учреждений. В число их обязанностей входит планирование и руководство специализированными программами исключительной трудности и ответственности. Они возглавляют бюро и отделы. Общее число – 2,35%. Жалованье (50-75 тыс. долларов в год).

Все должности в США делятся на конкурсные и исключительные. На конкурсные должности набираются при помощи специального экзамена. К ней относится 90% должностей. Исключительная – это Агентство по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамент, представительства США в международных организациях. Там организация строится на особых принципах, с особо высоким жалованьем и привилегированным статусом.

Около 5% должностей – из высших о особо важных – заполняется по патронажной системе, т.е. за заслуги перед партией. Это главы исполнительских ведомств, агентств, послы, консулы. Их назначает президент с совета и согласия сената. А без согласия сената – руководители правительственных программ, советники, помощники, личные секретари.

Продвижение по службе производится за счет сдач квалификационных экзаменов и на основе ежегодной оценке деятельности. Но экзамены играют роль только для низших должностей, гораздо важнее годовые итоги. Увольнение может произойти в любой момент. Единственный мотив – в целях национальной безопасности. Единственной обязанностью администрации является заблаговременное вручение уведомления об увольнении. Возможны понижения в должности или оставление без повышения. Система оценки везде своя, степени – отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно. Практикуются письменные предупреждения об этом. Если после них работник исправится, то понижение отзывается. Если кандидатов на должность недостаточно – открытый конкурс. Критерии везде разные. Решения о назначении выносит глава организации. Внеконкурсное замещение производится только для стажеров и на временные должности.

Но для самых высших должностей – 16-18 категорий – замещение производится не на основании их квалификации, а по воле политического руководства, причем в любое учреждение. Это сближает административную верхушку с политической.

В США чиновникам разрешается состоять в политических партиях и иметь свое мнение (только в частном кругу, а значки носить вне рабочего времени) и высказывать его, но нельзя выдвигать своих кандидатур на выборах и активно участвовать в партийных мероприятиях. За нарушение он может быть отстранен от работы на 30 дней без оплаты, а за активную деятельность – даже уволен. Исключение – высшие чиновники из окружения президента. Права служащих в США защищает Совет по защите системы заслуг. Он защищает их от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Служащий имеет право подать «сигнал тревоги» о нарушениях в Службу специального совета – злоупотреблению средствами, властью, политическом давлении и т.д. и имеет защиту от преследований со стороны начальства. Он инициирует расследование, доклад идет конгрессу и президенту, копия – служащему. Служащие обязаны выполнять этический кодекс.

Во Франции под чиновниками имеются в виду только государственные служащие. Они делятся на 4 категории A, B, C, D. На класс А возлагается выработка управленческих решений и указаний. Он составляет около 20 % от общего числа. Класс В отвечает за реализацию этих установок. В него входят 40% чиновников. Класс С – специализированное исполнение – 32%. Класс D – технические работники. Под эти классы не подпадают судьи, военные, промышленные и торговые госслужбы, полиция.

Критерий взятия на службу один – квалификация. Для класса А требуется высшее образование и обширные общие познания. Для класса В требуется определять, оценивать и разрешать со ссылкой на законодательство деятельность лиц, находящихся под его управлением. Знания более технического характера. Для класса С требуются только исполнительско-технические навыки. Для класса D – только знание школьной программы.

На должности кандидатов выбирает специальная конкурсная комиссия из компетентных специалистов, независимая от администрации. Конкурс включает письменный и устный экзамен. Конкурсы бывают внутренние и внешние. Внешние – для набора новичков, внутренние – для продвижения. Главным принципом отбора является общая эрудиция и элегантность стиля изложения. Поскольку от чиновника требуется выполнение функций самого широкого профиля. Повышение может быть и вследствие повышения в чине за заслуги – в зависимости от стажа и оценок работы. Это происходит либо в результате формирования ежегодного списка повышения с учетом мнения административной паритетной комиссии на основании оценок и выслуги лет, либо на основании специального экзамена. В США выслуги лет нет. Предусмотрен механизм ускоренного повышения в чине. Путем создания условий для досрочного экзамена, заранее зарезервировав должность.

Политические чиновники не зависят от всего этого. К ним относятся должности директоров и членов министерских кабинетов, директоров административных департаментов, генеральных комиссаров, генеральных секретарей департаментов. Назначение на них производится либо главой правительства, либо министром. Такие лица уходят в отставку вместе с правительством.

Высший корпус французского чиновничества замкнут и готовится в определенных учебных заведениях. Главным образом, из Национальной школы администрации (ЭНА). В это заведения принимаются лица с высшим образованием не старше 26 лет и государственные служащие не старше 30, имеющие стаж работы не менее 5 лет. Это формирует корпоративный дух. Министр, закончивший ЭНА, как правило, набирает своих служащих из этой школы. Но и выпускников ждет жесткий отбор. Инспекция финансов ежегодно набирает себе не более 3-4 человек. Сама школа элитарна, так, в 1981 году представители рабочих в ней представляли только 3%.

На службе французский чиновник должен воздерживаться от открытого выражения своих политических, философских и религиозных убеждений, но от него не требуется лояльности правительству, только стране в целом и конституции.

Дела чиновников рассматриваются Госсоветом. Также есть институт посредника. Он назначается президентом на 6 лет и проводит расследования злоупотреблений администрации по жалобе из парламента.

В ВК чиновники делятся на три группы. Первая группа – это помощники заместителя, заместители постоянного секретаря, постоянные секретари. Они несут личную ответственность перед министром за руководство в своей области. Вторая группа – административная – это ученик администратора и старший исполнитель. Они занимаются от координации деятельности госаппарата управления до исполнения канцелярских обязанностей. Третья группа – научно-профессиональные работники и технические специалисты. Сюда входят архитекторы, ученые, инженеры, а также технические работники – чертежники, делопроизводители.

Каждый министр имеет помощников из числа политических чиновников, которые выступают советниками и экспертами при планировании политики министерства, и которые уходят вместе с ним в отставку.

Служащие не должны состоять в левых политических партиях, демонстрировать свои убеждения.

Набором занимается Комиссия по делам гражданской службы. Для оценки квалификации действует письменный экзамен на программах Оксфорда и Кембриджа. В результате именно эти университеты поставляют большую часть кадров. Принимаются выпускники в возрасте 20-28 лет. Переподготовку служащие проходят в колледже по обучению гражданских служащих.

Продвижение. Административные и политические руководители назначаются министерством по делам гражданской службы. При министерстве есть специальный отдел с базой данных на всех руководителей. Для остальных чиновников – практика ежегодных отчетов по министерствам. Каждый отчет составляется чиновником на одну-две ступени выше продвигаемого. Отчеты сдаются в Совет по продвижению министерства. Члены этого совета назначаются министром. Ему принадлежит последнее слово при назначении. Переход из одного министерства в другое, или из одной группы в другую невозможен. Главный критерий повышения – старшинство, а не профессионализм.

От чиновников требуется широкий профиль. От администратора требуется найти баланс интересов между экспертами и группами давления (дженерализм) и отражают их в конкретных программах. Сегодня 25% чиновников в ВК – это специалисты в области экономики, права, науки и техники. Они составляют 60% руководителей. Дженералистов – 75%.

Для судебных разбирательств в ВК не существует особых судов для чиновников. Их дела проходят в судах общей юрисдикции. Это дела о превышении полномочий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.