Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10.1: Возникновение научного мировоззрения как снятие спекулятивно философского мировоззрения и отличия науки от спекулятивной философии

В 16-17вв н.э. в духовной жизни западно-европейского общества происходит революция, связанная с возникновением нового вида духовного производства, познавательной деятельности и мировоззрения, который позже получил название науки.

Самой общей социальной предпосылкой возникновения науки стало разложение феодальных и возникновения буржуазных отношений.Дело в том, что в буржуазии для развития торговли и промышленности, для увеличения производительности труда и тем самым для увеличения прибыли потребовалось объективно истинное знание о законах природы, которое, будучи использованное в материальном производстве, позволило бы реализовать выше названные цели. Однако, существовавшие в то время формы духовного производства – религия, искусство, спекулятивная философия – такого знания дать не могли, поэтому то и возникает общественная потребность в новом – научном- способе ее изучения.

Между спекулятивной философией и наукой имеется множество отличий понимании того, что представляет собой мир и в понимании того, как его следует познавать, чтобы получать о нем объективно-истинные знания. Важнейшее из этих отличий состоят в следующем:

1) Поскольку спекулятивная философия исходила из постулата о наличии порождающих мир первоначал, то мир для нее оказывался образованием вторичным, производным от этих начал и не самодостаточным. Наука считает, что мир существует вечно, что он самодостаточен и следовательно не нуждается для своего бытия ни в каких началах.

2) самодостаточность мира наука объясняет его системной организованностью, какое бы существующее в мире образование, равно как и мир в целом, мы не взяли – оно представляет собой систему. Например, атомы – это системы, состоящие из атомных ядер и оболочек; молекулы – являются системами, состоящими из атомов; макросистема – система, состоящая из молекул и т.д., и, наконец, метагалактика - является системой, состоящей из миллиардов галактик, и любая система представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов. Таким образом, если спекулятивная философия считала, что в основании мира лежат некоторые первоначала, то наука считает, что в основании мира лежат связи между образующими его элементами.

3) поскольку эти элементы взаимосвязаны, то тем самым они взаимодействуют друг с другом и в ходе этого взаимодействия и изменяются как сами эти элементы, так и те системы, в состав которых они входят. Из этого вытекает, изменение или движение являются неотъемлемым от мира свойством, его атрибутом. Коль скоро это так, то нет никакой надобности в том, чтобы постулировать существование какого-то находящегося вне мира перводвигателя, который приводит мир в движение, но сам при этом остается неподвижным.

4) Поскольку спекулятивная философия считала, Что в основании мира лежат некие первоначала, то в их обнаружении она видела свою основную задачу. Наука же считала, что в основании мира лежат связи и видит свою основную задачу в открытии таких связей, которые носят:

А) объективный;

Б) регулярный;

В) всеобщий;

Г) необходимый;

Д) существенный характер,

а связи, обладающие этими признаками, называются законами. Только на основе открытия законов природы (и общественной жизни) наука может успешно выполнять свои: объяснительную, прогностическую, практическую функции.

5) Отличаются спекулятивная философия и наука также и последовательностью этапов процесса познания. В спекулятивной философии познание начинается с установления умозрительным путем первоначал мира, а дальнейшее движение состоит в истолковании различных чувственно воспринимаемых явлений из этих первоначал.

В науке же познание начинается с установления эмпирическим путем, то есть посредством наблюдения и экспериментирования фактов, а дальнейшее движение состоит в том, чтобы используя весь арсенал методов научного познания, обнаружить закономерные связи в самих этих фактах и между ними.

6) По-разному, в спекулятивной философии и науке понимается и то, что такое истина.

В философии истина – это свойство первоначал мира, которые квалифицируются как «истинно-сущее бытие» (Платон).

В науке понятием «истина» обозначается такое знание, которое соответствует отражаемому в нем объекту, а само наличие этого соответствия подтверждается практическим путем. Тезис о практике, как критерии истинности знания также является совершенно неприемлемым для спекулятивной философии, поскольку она считает, что по своему ценностному статусу практическую деятельность низшей – удел рабов и наемников, - а теоретическую деятельность – высшей, единственно достойной свободного человека.

7) По-разному в спекулятивной философии и науке осуществляется и классификация видов знания. В философии оно осуществляется по ценностному принципу, в связи с чем выстраивается следующая иерархия отраслей знания:

логика
риторика
грамматика – ТРИВИУМ

гармония
астрономия
геометрия
арифметика – КВАДРИУМ

В науке классификация отраслей знания – наук – осуществляется по объектному принципу, в связи с чем все науки делятся на естественные и социально-гуманитарные, которые в ценностном отношении равны.

8) Отличаются спекулятивная философия и наука также и по времени своего возникновения и тем социальным потребностям, которые вызвали их к жизни: философия возникла в 6 веке до н.э. в ответ на общественную потребность в рационально обоснованных социальных идеалах, тогда как наука возникла в 16-17 вв. н.э. в ответ на общественную потребность в объективно истинном знании свойств и законов природы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 9: Отличия спекулятивной философии от мифологии | Вопрос 10.2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.