Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные особенности памяти




Процессы и механизмы памяти

Основные виды памяти

Бщая характеристика памяти

Переходим к первому вопросу плана: Память - психический познавательный процесс, который заключается в запечатлении и последовательном воспроизведении следов прошлого опыта. Именно память обеспечивает преемственность психических явлений и объединяет все познавательные процессы. С физиологической точки зрения память является функцией мозга и связана с пластичностью НС. Пластичность выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет за собой след, который изменяет характер дальнейших процессов.

Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы крупнейших отечественных психологов -Л. С. Выготский', А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Запишем: В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно.

Существует такой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть. В качестве примера можно привести такой: совершенно неграмотная женщина заболела и в бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего привычку заучивать цитаты античных классиков. Женщина запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала.

Запишем: Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Накопление и сохранение опыта - вот главная и основная задача памяти.

Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения.

Переходим ко второму вопросу плана: Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

Запишем с вами: 1)в зависимости от характера психической активности, преобладающей в памяти. Выделяют следующие виды памяти:

ü Двигательная (моторная) - способность понимать способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать)

ü Эмоциональная - в этой памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов или явлений, связанных с этим событием.

ü Образная - этот вид памяти обеспечивает возможность сохранять ииспользовать образы восприятия

ü Словесно-логическая (вербальная или семантическая) - этот вид памяти является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила речи Данные 4 вида памяти могут рассматриваться как ступени развития памяти ребенка.

 

2) В зависимости от целей мнимической деятельности выделяют 2 вида памяти:

ü Непроизвольная память - которая проявляется, если запоминание и

воспроизведение материала осуществляется автоматически, без контроля СЗН

ü Произвольная память - проявляется, когда человек специально ставит цель запомнить и воспроизвести информацию.

3) В зависимости от длительности сохранения материала:

ü Кратковременная память - которая характеризуется очень кратким хранением воспринятой информации, быстрым запоминанием материала и воспроизведением (от нескольких секунд до 1 минуты).

ü Долговременная память - является наиболее важной и сложной системой памяти человека, её емкость практически неограниченна (от 1 минуты до всей жизни); все знания человека, его опыт хранятся в этой памяти.

ü Оперативная память - которая используется в процессе выполнения деятельности, а после её завершения вся информация утрачивается. Например, при покупке продуктов в магазине мы держим в уме общую стоимость покупки до тех пор, пока не расплатимся в кассе; выполнив свою функцию, такая информация забывается.

4) В зависимости от приобретения информации:

ü Генетическая память - в ней хранится видовая информация.

ü Прижизненная память - в ней хранится индивидуальный опыт человека.

5) в зависимости от способа запоминая:

ü Механическая память - такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей

ü Смысловая память - такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз

Переходим к 3 вопросу.

Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям. Всего выделяют 4 основных процесса памяти.

1) Процесс запоминания протекает в Зх основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание.

Отметим: Запечатление - это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд.

Под непроизвольным запоминанием понимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.

Преднамеренное запоминание (заучивание) - специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

2) Сохранение - длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны; осмысленностью запоминаемого, с другой - повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

3) 3абывание - процесс; характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Темп забывания зависит от:

ü От объема запоминаемого материла

ü От его содержания и степени его осознанности

ü От степени значимости запоминаемого материла для человека

Основными факторами забывания является время и степень активности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости). Но в психике встречаются парадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди легко помнят о том, что было очень давно, но быстро забывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.

Забывание осуществляется несколькими способами:

ü Непроизвольное затухание следов

ü Стирание следов последующей информации

ü Вытеснение из памяти ненужной информации

ü Отключение от ненужной информации с помощью волевого усилия

ü Переключение произвольного внимания

Основатель психоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание анализу механизма забывания, которое очень часто случается в повседневной жизни. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. Примерами мотивированного забывания, по Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах. Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

4 ) Воспроизведения - процесс, заключающийся в том, что в поле СЗН появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях. Процесс воспроизведения имеет 3 основные формы: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Узнавание является наиболее простой формой воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание может быть полным или неполным (частичным). При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого нам человека. При неполном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека. Так; услышав кусочек музыкального произведения, человек может испытывать чувство знакомого, но неспособен назвать музыкальное произведение, из которого взят фрагмент.

Воспроизведение - появление в поле СЗН образа объекта без повторного восприятия объекта. В тех случаях; когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда человеку приходится прилагать усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти. Такое воспроизведение называется припоминанием. В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением времени не только ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано, прежде всего, с внутренней работой по осмыслению заученного материла, особенно если он представлял интерес для человека.

Переходим к 4 вопросу нашего плана.

У каждого человека существуют индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его деятельности. В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания, готовности к воспроизведению.

1) Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала.

2) Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.

3) Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала.

4) Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить нужную информацию.

Учитывать индивидуальные отличия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память. Говоря о нарушениях памяти, прежде всего, имеют в виду амнезию. Амнезия - полная потеря памяти, на какой- либо отрезок времени. Человек не в состоянии припомнить никаких событий и фактов, происходящих в период, подвергшийся амнезии, при этом амнезия может охватывать отрезок времени от нескольких секунд до нескольких лет. Своеобразный феномен обмана памяти в виде определенных переживаний называется «дежа вю» (с французского уже виденное), когда у человека в незнакомой обстановке возникает впечатление, что он здесь уже был раньше и то, что происходит сейчас с ним, тоже уже было и теперь повторяется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.