Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем различие Ф. и М.?

Мировоззрение: понятие, сущность, структура.

Философии нельзя научиться, но можно научиться мыслить философски».

Им.Кант (1724-1804) – нем. философ-идеалист

 

Что понимается под мировоззрением?». Существует ряд определений мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность результатов метафизического мышления и исследований, система обобщенных представлений человека об общих закономерностях, которые управляют миром, обществом и человеком.

Мировоззрение – это «система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей»[1].

Мировоззрение – это:

· обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в этом мире;

· понимание и оценка человеком смысла жизни и своей ценности в этой жизни;

· совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных и других взглядов, ценностей, верований, убеждений, идеалов.

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом.

Важнейшей задачей философии (Ф.) является рациональное формирование мировоззрения (М.), целостного и развернутого взгляда на мир.

Понятие «М.» часто отождествляют с такими словами, как «картина мира», «метафизика», «философия».

Во-первых, понятие «М» шире понятия «Ф».

Всякая философия (далее – «Ф») является мировоззрением (далее – «М»), т.е. совокупностью наиболее взглядов на мир и место в нем человека. Однако это не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «М» шире понятия «Ф». Это означает, что первое включает второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «М» нельзя свести только к «Ф».

«М» включает в себя и другие виды «М» - мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Во-вторых, они отличаются по глубине отражения окружающей действительности.

М. и Ф. есть результат отражения мира, окружающей действительности, но глубина этого отражения может быть различной.

Уровни отражения:

1. Мироощущение (или миросозерцание).

2. Мировосприятие.

3. Миропредставление.

4. Миропонимание (понятийное отражение).

Ф. – это системно-рациональное М., она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

В-третьих, Ф. – самый поздний в историческом плане вид М.

Общество и особенно конкретный человек может обойтись без основанной на разуме и мышлении Ф., но тогда на ее место автоматически заступает мифологическое или религиозное М., основанные на мифах или на вере в сверхъестественные силы.

Характеристики целостного М.:

- систематичность, внутренняя взаимосвязанность (напр., если в одной системе взглядов механически сопоставлены два утверждения: «Будь милосерден!» и «Убий!», то здесь нет мировоззрения, а есть два противоречивых представления);

- теоретическое объяснение природы реальности;

- содержит антропологические взгляды на общество;

- наличие в нем идеалов (высших образцов, по которым человек строит свою жизнь);

- способностью осуществлять диагноз действительности (т.е. давать объяснение происходящим событиям и процессам);

- политизированность (ориентированность на преодоление противоречия между идеалом и действительностью).

Мировоззрение имеет определенное содержание: чувства, знания (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы, воля.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции – чувства (патриотизма, гражданственности, ненависти к врагам, коллективизма, товарищества, солидарности, корпоративизма и т.п.).

Знание - (1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т.е. отсутствию проверенной информации о чём-либо;(2) форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Немецкий философ В. Вильденбанд (1848-1915) писал: «Сократ был не первым и не последним, который, оставаясь верным своим убеждениям и сознавая свою правоту, пошел на смерть, тысячи людей столь же неустрашимо, как он, перешли через этот мрачный порог. Почему же его кончина так трогает нас?».

Другой пример о силе убеждений. Советский генерал-лейтенант Дм.Карбышев, н аходясь в немецком плену и на предложение отказаться от убеждений и пойти на службу врагу, заявил, что он не может отказаться от убеждений, ибо последние не зависят от качества лагерной похлебки.

Вера, признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Слово В. употребляется еще в смысле религиозного учения, например христианская В., магометанская В. и др. (Словарь Брокгауза и Эфрона).

Принцип или начало (лат. principium) — основополагающее положение (руководящее правило), лежащее в основе социальной активности субъекта.

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Основу М. составляют знания человека об окружающем мире. Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют его жизненную позицию в жизни.

Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержание и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.

В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня: эмоциональный (представлен мироощущением, мировосприятием и миропредставлением) и интеллектуальный (представлен миропониманием, опирающимся на знания). Миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной структурообразующий элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);

- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Мировоззрение его сущность и исторические типы | Мировоззрение – способ построения картины мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.