КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие ЗОО обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития
Данный закон отвечает на вопрос: «В каком направлении происходит развитие?». Основные категории этого закона: «отрицание», «диалектическое отрицание», «старое и новое», «преемственность» и «направленность» в развитии. Категория «отрицание» отражает процесс постоянного обновления мира. Замена старого новым, прогрессивным и есть отрицание как важнейший момент развития. Необходимо различать метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Для метафизика отрицать - значит сказать «нет», полностью перечеркнуть дальнейшее развитие явления. Отрицание такого типа в объективном мире, несомненно, встречается. Достаточно вспомнить действия таких стихийных сил, как ледники, землетрясения, извержения вулканов и т.п., приводящие к гибели целых видов и даже родов животных и растений. В диалектике отрицание понимается не как простое уничтожение объекта внешними силами, а как самоотрицание, условие развития (например, зерно-стебель-зерно). Диалектическое отрицание обладает рядом особенностей: • оно носит всеобщий и необходимый характер, без отрицания не происходит развития; • отрицание само противоречиво и всегда тесно связано с противоречиями. Отрицание, если оно полное, есть переход явления или этапа его развития в противоположность; • отрицание, устраняя устаревшее, утверждает новое, зародившееся в старом и подготовленное им; • переход некоторых черт старого в новое представляет собой преемственность - необходимое условие всякого развития. Диалектическое отрицание - это устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором в новом сохраняются все положительные стороны, элементы предшествовавшего предмета, явления. ЗОО - закон, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, повторяющий пройденные уже ступени, но иначе, на более высокой основе. Форма циклического развития - «триада»: исходный пункт - его отрицание - отрицание отрицания (тезис - антитезис - синтез; теория - практика - новая теория и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов. Таким образом, закон отрицания отрицания в целом раскрывает как бы спиралевидный характер развития и его направленность, потому что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и негативное, возникающее новое оказывается не всегда созвучно потребностям и интересам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития. Категории диалектики - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Категории диалектики имеют большое гносеологическое и методологическое значение: • они характеризуют коренные, наиболее общие типы связей и отношений объективного мира; • они представляют всеобщие и необходимые формы мышления, посредством которых человек познает окружающую действительность; • они выражают определенные ступени человеческого познания. Поскольку мысль человека движется от единичного к общему и от явления к сущности, стало быть, изучение категорий диалектики следует начинать с категорий единичного и общего. Это поможет глубже понять соотношение других категорий: явления и сущности, формы и содержания и др. Единичное, особенное и общее. Создавая материальные и духовные ценности, познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с множеством разнообразных предметов, явлений, событий. Единичное - философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов). В то же время, сравнивая отдельные явления, мы обнаруживаем у них общие черты, сходные свойства. Это единство устойчивых, повторяющихся одинаковых признаков, характерных для множества однородных явлений, выражается категорией общего. Промежуточной ступенью между единичным и общим является особенное. Особенное - это то, что является общим по отношению к одним и единичным по отношению к другим предметам объективного мира. Напр., цветок роза есть растение. Роза единичное; цветок — особенное; растение - общее. Понятие «цветок» будет общим по отношению к «розе» и единичным по отношению к «растению». Итак, каждый предмет представляет собой единство единичного, особенного и общего, причем единство диалектическое. В процессе познания совершается диалектический переход от единичного явления, от фактического материала к все более глубоким обобщениям, к особенному и общему, и обратный переход - применение общих положений к определенным условиям практической деятельности. Явление и сущность. В процессе научного познания переход от единичного к общему есть вместе с тем переход от явления к сущности. Явление - это внешнее обнаружение сущности, поверхностное, более подвижная сторона вещи или события, непосредственно денная человеку в его ощущениях. На уровне явлений фиксируются видимые тенденции процессов - возрастание смертности среди населения в конкретной стране, увеличение количества семей, рост преступности и т.д. Сущность - философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции развития. Существенные свойства живого: материальность, способность к самоорегуляции, самообновлению, к самовоспроизводству, обмену веществ, относительная стабильность. Существенными в рамках экономических систем являются отношения собственности, отношения в процессе разделения труда и специализации, в процессах обмена, распределения и потребления произведенных продуктов. Сущность и явление непосредственно не совпадают. В процессе научного познания мира совершается переход не только от явления к сущности, но и от менее глубокой к более глубокой сущности. Сущность богаче явления, только она позволяет раскрыть истинную природу вещи, отвлекаясь от случайного, второстепенного, несущественного. Как бы богаты ни были явления, сущность составляет внутреннюю основу вещи и поэтому при изучении всякого нового объекта нужно стремиться к обнаружению его сущности. Содержание и форма. Проникая в сущность явлений, философия формулирует весьма важные для научного познания и практической деятельности категории содержания и формы. Содержание - это совокупность всех составных компонентов предмета, единство его свойств, качественной и количественной характеристик, внутренних противоречий, структурных связей, законов. Содержание всегда существует в определенных формах. Форма - это способ существования, организация, структура содержания. Форма обусловлена содержанием, зависит от внутренней структуры содержания. В процессе познания форма выступает как способ выражения, отображения содержания (например, форма научного исследования, форма художественного произведения). Различают форму внутреннюю и внешнюю. Напр., содержание искусства - объективная действительность, воплощенная в художественном образе. Каждый вид искусства имеет свои особые формы выражения содержания. В литературе - это композиция, стиль, язык; в живописи, скульптуре, графике - линия, цвет, светотень, композиция; в музыке - мелодия, гармония, ритм. Таким образом, форма всегда содержательна, а содержание обусловлено формой. Причина и следствие. При познании сущности и содержания явлений обнаруживается причинно-следственная или каузальная (лат. causa - причина) связь между ними. Причина — философская категория, обозначающая явление, которое порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Напр., причина нагревания проводника - прохождение по нему электрического тока. Следствие - философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. Типология причин: - внутренние причины - это взаимодействия между элементами одного и того же предмета (явления, процесса), следствием которых является изменение предмета в целом; - внешние причины - это взаимодействия между различными предметами (явлениями, процессами), следствием которых являются изменения происходящие в одном из них. - основные и неосновные; - главные и второстепенные; - объективные и субъективные; - социально-экономические, политические, нравственные и др. Для выяснения специфики причинно-следственных связей необходимо еще знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания. Причинное основание - это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы: • собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления; • условия - обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи; • повод - обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия; • стимулы - обстоятельства, ускоряющие порождение следствия. Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. «Объяснить явление - значит, найти его причину» -афоризм, и в настоящее время верно схватывающий главное. Вместе с тем необоснованное установление причинно-следственных связей по принципу «после этого - значит, по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных объяснений. Избежать этого можно. Основные ориентиры здесь задает содержание категорий «необходимость» и «случайность». Необходимость - философская категория, выражающая устойчивую, регулярную связь явлений. Случайность - философская категория, выражающая связь явлений, не обладающих четко обозначенной регулярностью и устойчивостью. Напр., случайным является столкновение двух метеоритов и столкновение автотранспортных средств, выигрыш в лотерее, случайными бывают контакты людей, «роковое» стечение обстоятельств и др. Необходимость - это неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления определенных событий) в определенном «однозначном» варианте. Случайность - подвижность, непохожесть вариантов связи. Необходимость и случайность отражают объективную связь явлений. Разница между ними в том, что необходимая связь выражена, как правило, однозначно, случайная - в виде вероятности. Вероятность - это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы. Вероятность определяется количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых оно могло произойти. Возможность и действительность. Исследования существенных причин развития объективной действительности раскрывает необходимые тенденции рождения нового и старого. Возможность - философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Действительность - философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. Это реализованная возможность. Невозможность - это понятие, обозначающее предметы (явления, процессы), возникновение которых исключается. В зависимости от характера предпосылок перехода возможности в действительность и ее соотношения с законами действительности выделяют несколько видов возможностей: • формальную, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при этом противоречит известным на данное время законам реального мира (это представления о сверхъестественных силах и превращениях, составляющих сюжеты мифов, сказок, суеверий и т.д.); • абстрактную, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращения в действительность нет соответствующих условий (напр., для Российской Федерации имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий данный показатель в Швеции, но для этого пока нет соответствующих условий; • реальную, осуществление которой согласуется с известными на данное время законами реального мира. При этом необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе становления. Диалектике как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика - это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицающий внутренние противоречия как источник развития. Отличия метафизики от диалектики: • по вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; • по вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; • по вопросу взаимосвязи количества и качества сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется благодаря качеству (т.е. само по себе улучшается, ухудшается); • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; • если в системе мышления диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис-антитезис-синтез», то метафизический опирается на формулы «или - или», «если - не то, значит - это»; • в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика - однообразно по принципу «белое-черное»; • в отношении к познанию - согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (т.е. от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер; • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений. Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Софистика - это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Очень часто в качестве софизмов приводятся безобидные примеры «рогатого» софизма древних греков: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь ». Другой пример забавного софизма - шутливая песенка английских студентов: «Тот, кто много знает, тот много помнит. Кто много помнит, тот много забывает. Кто много забывает, тот мало знает. Кто мало знает, тот мало забывает. Раз он мало забывает, значит, много помнит, следовательно, знает. Спрашивается, зачем же хорошо учиться?» Наиболее распространенный софистический прием - подмена предмета рассуждения. Пример такого логического произвола в рассуждениях приведен Г. Гегелем в статье «Кто мыслит абстрактно?»: торговка в ответ на замечание о низком качестве ее товара «выдала» набор злобных характеристик покупателю, объективно не свидетельствующих о его неспособности рассуждать о качестве товара, а преследующих лишь цель унизить его как человека. Эклектика - это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных взглядов, принципов, теорий. Выводы: 1. Диалектика как система законов, принципов и категорий, рассматривая реальность окружающего нас бытия, раскрывает развитие как закономерный, объективный и исторический обусловленный взаимосвязанный процесс. 2. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, будучи применена к природе, выступает как диалектика природы, будучи применена к обществу - выступает как диалектика общества, общественного развития. Диалектика, взятая как наука о логическом мышлении, его законах и формах, выступает как диалектика мышления, диалектическая логика. Будучи применена к познанию, его законам и формам, она выступает как диалектика познания, как своеобразная теория познания. 3. Знание диалектики: ее принципов, законов, категорий - непременное условие развития научного мировоззрения, повышения методологической культуры каждого человека и в особенности юристов.
Вопросы для самоконтроля знаний студентов: 1. Что означает термин «диалектика»? 2. В чем различие исторических форм диалектики? 3. Что такое объективная диалектика и где она себя проявляет? 4. В каких формах существует субъективная диалектика? 5. Что такое материалистическая диалектика? 6. Что представляет собой диалектика как метод? 7. Что такое принцип? Назовите основные принципы диалектики. 8. Что такое связь, закон, закономерность? 9. Какие наиболее важные стороны действительности отражены в категории «закон»? 10. В чем суть закона диалектической противоречивости (ЗЕБП)? 11. В чем состоят особенности закона взаимного перехода количественных изменений в качественные? 12. Раскройте сущность диалектического отрицания. 13. Каковы особенности философских категорий по сравнению с категориями конкретных наук? 14. Назовите неосновные законы диалектики. 18. В чем суть диалектического мышления? Назовите его основные принципы. «Сознание есть белый лист, на котором чувства выводят свои узоры, - эти отражения своего общения с действительностью». Этьен Кондильяк
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |