КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема сознания в истории философии
Сущность сознания и его происхождение. Лекция 12. Проблема сознания в философии. 1. Сущность сознания и его происхождение. 2. Структура и функции сознания. Сознательное и бессознательное.
Проблема сознания по-прежнему остается одной из самых трудных и самых загадочных. Она находится в центре внимания всех философских систем. Сознание, наряду с философией, изучают многие другие науки. К ним относятся: психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика и др. Однако философское решение проблемы сознания имеет особое значение: от его решения зависит определение роли и места человека в мире, специфики взаимоотношений его с окружающим миром; она затрагивает исходные мировоззренческие методологические установки любого специально-научного направления. Герцен А.И.: «Чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь - вспомнить, как человечество дошло до него»[16]. Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание или искру «божественного разума» или как нечто, возникающее в тайниках человеческой души. Они утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух живет своей собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории. Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материи. По-разному подходили к этой проблеме мыслители в различные эпохи. Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало. Платон развивает идеалистическое учение о душе, душа для него - вечная «идея», бессменная сущность, отделенная от тела. Центральным в учении Платона является положение об идеях как о самостоятельно существующей субстанциональной действительности, определяющей собой и всю материальную реальность. Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя, душа - организующий принцип органической жизни. Он отличает три вида души - растительный, животный и разумный. Каждый из них относится к определенному уровню органической жизни: растению, животному, человеку, обладающему познающим и деятельным разумом. Философ Нового времени Рене Декарт впервые вводит понятие сознания, отождествляя его с мышлением. Г.Лейбниц заменил термин «сознание» понятием «апперцепция». Джон Локк разделил точку зрения Декарта, согласно которой «сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме»[17]. Бенедикт (Барух) Спиноза считал, что мышление является самосознанием природы. В этом состоит его монизм. Им.Кант исходил из принципа отличия сознания от бытия, которые представляют чуждый друг другу мир. По Канту, «Я мыслю», т.е. имею сознание. «Я» и есть сознание. Кант различает материалистическое и трансцендентальное сознание. Гегель отождествляет бытие и мышление, для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи. Наиболее разработанная и лучше согласующаяся с современным естествознанием философская концепция сознания остается, на наш взгляд, за материалистической школой: · возникновение сознания - результат эволюционного развития живой материи, возникшей естественным путем из неживой материи; · отражение - всеобщее свойство материи, заключаещееся в «воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе»[18]; · с каждой формой структурной организации материи соотнесена и особая форма отражения. В настоящее время принято рассматривать следующие формы отражения: • отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической); • отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи; · психическое отражение (существует у высших животных -позволяет пассивно фиксировать определенную ситуацию в системе чувственных образов и совершать соответствующие действия на уровне психического отражения, при этом сами образы и действия ими не осознаются, у животных отсутствует механизм самоанализа и самоконтроля, животное не выделяет себя из среды);
В основе отражения лежит принцип сигнализации, который имеет решающее значение в жизни животных и человека. Предупреждающее действие сигнала, или так называемое опережающее отражение, заранее готовит организм к определенной реакции. Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики - ощущениями, восприятиями, представлениями. Согласно теории И. П. Павлова (1849-1936 гг.), это первая сигнальная система. У человека опережающее отражение осуществляется взаимодействием двух сигнальных систем - механизма речи и понятийного мышления. Первый признак психических явлений - это отражательный характер, второй - их невидимость, неощутимость, внепространственность, недоступность чувственному восприятию, т.е. идеальность. Идеальное - в противоположность объективно-реальному - есть нечто существующее не в действительности, а лишь в восприятии, представлении, воображении, мышлении. В истории науки предпринимались неоднократные попытки отказаться от категории идеального. Так, вульгарный материалист К. Фогт, считал, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени»[19]. Одна из разновидностей вульгарного материализма - это рассмотрение психического как особо тонкой энергии, витающей в мироздании (А. Штумпф). Некоторые из них полагали, что всякая материя имеет психическую природу. «Душевный мир с его субъективной формой нашего ″Я″ есть лишь простая разновидность единой мировой энергии»[20]. Философская концепция сознания включает в себя несколько проблем, самой важной среди них является проблема сущности сознания. Философский анализ сущности сознания предполагает рассмотрение его с различных сторон: • онтологическом: как реальное существование мыслей и чувств; • гносеологическом: как отражение действительности; • феноменологическом: как направленность сознания на внутренний объект, смысл; • ценностном (аксиологическом): как отношение к миру череззначимость духовных и материальных ориентиров; • праксеологическом: как духовно преобразующее отношение к действительности и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |