Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все эти элементы необходимо рассматривать в двух плоскостях — осознанной и неосознанной психической деятельности

Структура и функции сознания. Сознательное и бессознательное.

В онтологическом представлении, опирающемся на данные медицины (нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности), сознание есть высший уровень психической активности, есть функция особым образом организованной материи - головного мозга человека.

В гносеологическом отношении сущность сознания определяется как субъективный, идеальный образ объективной действительности. Это означает, что в гносеологическом подходе материя и сознание взаимоисключаются, противостоят друг другу.

Феноменологический подход обосновал немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.). Данный подход фиксирует в сущности сознания одну характерную черту - интенциальность, т.е. направленность на внутренний объект, смысл. Из этого следует, что сознанием является умение сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые его сопровождают. Это особое состояние человека, в котором ему доступны и мир, и он сам.

Сознание, по Гуссерлю, поток феноменов - идеальных объектов мысли, на которых сознание всегда сосредоточивается.

Феноменологический метод успешно применяется в психологии, социологии, онтологии, философии, математике и др.

Ценностный (аксиологический) и праксеологический подходы в понимании сознания предполагают связь сознания с практической деятельностью людей. Прежде чем действовать, человек планирует результат как цель в виде осознанного образа. В деятельности человек реализует поставленные цели, познает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности, развивает свои творческие силы.

Вывод: сознание есть функциональное свойство мозга общественного человека, которое представляет собой идеальное отражение действительности во внутреннем духовном опыте человека и выступает регулятором деятельности и самоконтроля субъекта.

 

 

Под структурой явления понимают совокупность элементов (компонентов), из которых оно состоит, а также устойчивых связей между ними.

Структурными элементами (компонентами) сознания выступают:

· ощущения,

· восприятия,

· представления,

· понятийное мышление,

· эмоции,

· воля,

· память,

· интуиция,

· цели,

· желания,

· ценностные ориентиры и др.

Грань между этими двумя плоскостями подвижна.

Осознанное и неосознанное относительно самостоятельны, между ними часты противоречия, но они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и способны достичь гармоничного единства.

Сознание может и должно контролировать бессознательное, определять общую стратегию жизнедеятельности человека.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное - вторым элементом ее формирования и развития.

С возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится необходимым элементом психики человека, но под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается. И, наконец, бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется.

Сознание можно структурировать и по его носителям (сознание индивидуальное и сознание общества: группы, коллектива, класса, государства и др.).

Разделение это носит довольно условный характер, так как они друг без друга не существуют.

Сознание индивида появляется благодаря сознанию близких к нему людей и тем самым содержит в себе элементы сознания общества, в котором он живет и действует.

Сознание общества не имеет материального носителя как сознание индивидуальное, поэтому оно существует благодаря личности данного общества.

Отсюда - сознание индивида и индивидуально, и социально, это сознание, которое выражает индивидуальное бытие и духовный мир конкретной личности. В нем своеобразно сочетаются черты как общие, соответствующие эпохе, так и особенные, связанные с индивидуальным воспитанием, способностями и личными биофизическими признаками человека.

Подходы к определению источников сознания:

  • реалистическая,
  • объективно-идеалистическая,
  • вульгарно-материалистическая,
  • феноменологическая и др.

Так, философско-реалистическое направление к источникам сознания относит:

· природные, социальные и духовные явления в виде конкретно-чувственных понятийных образов;

· социокультурную среду (общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знаки);

· средства, способы и формы познавательной деятельности;

· весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;

· условно-рефлекторную деятельность мозга, его биохимическую организация.

Все указанные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

Основные функции сознания:

познавательная - верного, адекватного отражения действительности;

кумулятивная -накопления знаний;

аксиологическая - оценки не только внешнего мира, но и внутреннего мира личности;

целеполагающая - постановки целей. Опережая события, сознание смотрит в будущее, определяет пути его достижения, т.е. ставит цели и планирует действия;

конструктивно-творческая - в мыслительном конструировании принципиально нового, не имеющего аналогов в действительности.

Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают предпосылки социальной активности сознания, а, следовательно, и человека.

Сознание способно к самосознанию и рефлексии.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Три уровня самосознания:

- самочувствие, - это элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей.

- самоидентификация - осознание (позиционирование) себя в качестве представителя того или иного сообщества (социальной группы);

- осознания собственного «Я», похожего на других людей и вместе с тем уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, а также осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии.

Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Она погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны для человека постоянные обдумывания содеянного.

Рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Важнейшим аспектом сознания является сознательность - мера способности личности осознавать общественные последствия своей деятельности.

Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Больной психике недоступно благоразумие: полная обдуманность действий зиждется только на ясном сознании.

Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений, целей.

В человеке рядом с сознательным тесно уживается бессознательное.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного: сновидения, обмолвки, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Соотношений понятий: «психика человека» и «сознание». Понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе - «припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин».

В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг и др.), так и по линии психологии - особенно в связи с изучением патопсихологических процессов и гипнотических явлений.

Основателем учения о бессознательном считается австрийский врач 3.Фрейд. Занимаясь на практике психоанализом, он не просто подтвердил наличие в психике людей бессознательного, но обнаружил, что оно выступает в качестве скрытой причины их сознания и сознательных действий.

Фрейд считал, что бóльшая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

Выделяют четыре уровня психической деятельности (психики) человека:

первый (верхний) уровень (сознательное, или «СверхЯ» (суперЭго): внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти, родителей и общества;

второй уровень (также сознательное - понятийное мышление), которому принадлежит решающая роль в отражении человеком внешнего и внутреннего мира (состояния), а также в регуляции на этой основе своего поведения;

третий уровень (подсознательное): забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния. Такого рода сведения или воспоминания могут самопроизвольно всплывать в сознании;

четвертый уровень (бессознательное): неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, или угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берут реванш.

З.Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почти исключительно к половому влечению.

Он явно преувеличил роль бессознательного в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающим логику вещей и событий.

Бессознательное и сознательное взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.

Выводы:

1. Возникновение и функционирование сознания является сложным и продолжительным процессом, который связан, с одной стороны, с эволюцией форм отражения в живой природе, а с другой - с социальной формой движения материи, благодаря которой сознание приобретает социальною сущность. Она может быть раскрыта лишь путем анализа общественных факторов, способствующих становлению такого явления, как сознание.

2. Сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

3. Сознание является идеальным (в отличие от физического, чувственно-материального). Оно формирует завершенные, конечные и эталонные предметные характеристики реальности, обретая способность измерять и оценивать все, что угодно. С другой стороны, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерений.

4. Могущество и уникальность сознания ярко проявляются в его сложном строении, которое раскрывается через систему функций, единство которых в итоге и обеспечивает человеку особый способ бытия.

 

Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Что такое сознание, каково его соотношение с материей?

2. Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг?

3. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания?

4. Каким является соотношение сознания и идеального?

5. В чем состоит роль труда в возникновении и развитии сознания?

6. Определите историческую роль речи, общения и коллективной деятельности в формировании и развитии сознания.

7. В чем проявляется активность сознания, его творческий характер?

8. Охарактеризуйте структуру сознания.

9. Что такое самосознание?

10. Каковы основные функции сознания?


Раздел IV. Философское учение о познании

Содержание раздела в дидактических единицах. Сознание и познание. Сознание, самосознание личности. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

«Решись быть мудрым! Имей мужество воспользоваться собственным умом! — таков… девиз Просвещения!».

Им.Кант – немецкий философ-идеалист

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема сознания в истории философии | Гносеология - учение о познании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.