Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности системы общественного сознания

Формы общественного сознания как феномен культуры.

1. Особенности системы общественного сознания.

2. Роль общественного сознания в жизни человека и общества.

Духовная жизнь общества, как конкретно-историческая его подсистема, представляет собой очень сложный и противоречивый комплекс знаний, волевых устремлений и чувств, которые, вступая друг с другом в многообразные и подчас неожиданные связи, рождают духовные образования второго порядка - нормы, традиции, цели, идеалы, смысл, ценности, проекты, концепции и теории.

Духовная жизнь - это способ жизнедеятельности людей, форма их реального бытия; это деятельность по производству, потреблению, хранению и передаче духовных «образований».

Эта сложная система первичных и вторичных духовных элементов может рассматриваться в двух аспектах:

Ø как содержание общественного сознания и

Ø как внутренний мир культуры.

Их отличие состоит не только в степени обобщения и систематизации духовной жизни социума, но и в том, по отношению к чему она рассматривается, с чем связана и в чем воплощается, реализуется.

Если духовная жизнь как общественное сознание анализируется в целом только как гносеологическая и целеполагающая противоположность общественного бытия, то та же духовная жизнь как культура предстает перед нами в более многомерных отношениях: и с природой, и с человеком, и с обществом.

Эта многомерность позволяет культуре выступать в виде единственно возможной формы существования и реализации общественного и индивидуального сознания, общественного и индивидуального бытия. Однако без понимания сущности и структуры общественного сознания невозможно перейти и к осмыслению культуры.

Сознание каждого человека представляет совокупность идей и взглядов, общих с другими индивидами и социальными общностями, а также идей и взглядов единичных, отличающих сознание и образ мышления данного человека от всех других субъектов.

Сознание бывает как индивидуальным, принадлежащим личности, так и общественным, принадлежащим всему обществу, этносу, социальной группе, коллективу.

Вместе с тем общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний, а есть то общее, что содержится в сознании членов общества, а это результат объединения, синтез общих идей.

Общественное сознание качественно и функционально отличается от индивидуального сознания:

во-первых, если индивидуальное сознание управляет поведением отдельной личности, то через общественное сознание реализуются социальные закономерности;

во-вторых, если познание личности ограничено во времени и в пространстве, то познание общества бесконечно во всех «измерениях»;

в-третьих, общественное сознание не касается всех жизненных условий каждой личности.

Общественное сознание - это совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, чувств, норм и мнений, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его развития.

Следовательно, сущность общественного сознания состоит в отражении общественного бытия посредством идеальных образов в сознании социальных субъектов и в активном обратном воздействии на общественное бытие.

Это проявляется в действии двух законов:

1. Закон относительного соответствия общественного сознания структуре, логике функционирования и изменения общественного бытия. Его содержание раскрывается в следующих основных чертах:

• в гносеологическом плане общественное бытие и общественное сознание - это две абсолютные противоположности: первое определяет второе;

• в функциональном плане общественное сознание не может развиваться без общественного бытия, но общественное бытие может в некоторых случаях развиваться без влияния общественного сознания. Напр., только что сформированный коллектив будет функционировать и до возникновения общественного мнения, настроений и представлений.

2. Закон активного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот закон проявляется через взаимодействие общественных сознаний различных социальных групп, при решающем духовном воздействии доминирующей общественной группы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Духовная культура: сущность, динамика | В зависимости от глубины отражения общественного бытия выделяют эмпирический и теоретический уровни общественного сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.