Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-философские концепции общественного развития

Философия истории.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей.

Основу исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом своеобразии изучает историческая наука.

Общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории стремится выявить философия истории.

Выделяют различные взгляды на историю человечества:

- история – хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (напр., иррационалисты);

- история – целенаправленный, закономерный процесс (к данной категории относится большинство философов).

Способы и формы развития общества весьма многообразны, каждый конкретный социальный организм идет своим путем, имеет свою историю.

Социальное изменение представляет собой:

ü Любой переход социальной системы (объекта) из одного состояния в другое;

ü Любая модификация в социальной системе;

ü Любые преобразования в социальных институтах;

ü Любая реорганизация в социальной структуре;

ü Любая реформация общественных отношений, норм и правил поведения и т.п.

Классификация социальных изменений:

1) по механизму развития (эволюционные, революционные);

2) по типу социальных связей (структурные, функциональные, процессуальные, мотивационные);

3) по направленности (однонаправленные, циклические, спиралевидные);

4) по сферам общественной жизни (социально-экономические, политические, социокультурные, индустриально-технологические, научно-технические).

Типология социальных изменений (трансформаций):

ü Прогресс (движение вперед по восходящей от низших социальных форм к более высшим, усложнение структуры);

ü Регресс (возвращение, движение назад);

ü Универсализация (общие черты тенденций социального развития);

ü Специализация (особые черты тенденций социального развития);

ü Конвергенция (схождение тенденций социального развития);

ü Дивергенция (расхождение тенденций социального развития);

ü Интенсификация (качественные изменения на основе роста производительности труда, улучшение организации производства, развитие технического прогресса и т.п.);

ü Экстенсификация (количественные изменения на основе использования дополнительных ресурсов, а не за счет технического прогресса);

ü Параллелизм (непересекающиеся тенденции социального развития).

Социальная философия предлагает три основных подхода к анализу истории (концепции общественного развития):

· формационный,

· цивилизационный и

· культурологический.

При этом одни исследователи обращают внимание на момент повторяемости, другие - на своеобразие истории.

Формационный подход подмечает единство истории. Условно его можно назвать «линейным». В соответствии с «линейной» концепцией историко-прогрессивный процесс совершается путем перехода общества от одной стадии к другой, от менее совершенной к более совершенной.

Цивилизационный и культурологический подходы подчеркиваютмногообразие, многовариантность развития социальных единиц (стран, народов, государств) истории.

Иные подходы:

· подход Гегеля (в качестве исходного критерия развития общества рассматривал степень свободы человека; история – целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека);

Гегель выделял следующие этапы исторического процесса:

v Восточный (Китай, Египет и др.) – осознает себя и свободен лишь один человек – правитель, все остальные – рабы его;

v Античный (Греция, Рим, Средневековье)- осознает себя и свободна правящая верхушка;

v Германский – осознают себя и свободны все.

· Позитивистский подход:

- фр. философ Огюст Конт выделял 3 стадии в развитии общества: традиционное, доиндустриальное и индустриальное;

- современная западная позитивистская философия выделяет традиционную, доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии.

Сторонниками формационного («линейного») подхода к истории были К.Маркс и Ф.Энгельс. Они разработали понятие и учение об обществе как общественно-экономической формации (ОЭФ).

Характеристика ОЭФ:

• это историческиконкретный тип общества, специфические черты которого обусловливаются составляющими его основу производственными отношениями. В соответствии с этими признаками правомерно говорить об основных типах формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, коммунистической;

• основой жизни общества как формации является материальное производства, определяющее в конечном счете формирование иразвитие всей совокупности общественных отношений;

• основным элементом материального производства являются производительные силы. Их уровень развития и характер показывают степень овладения человеком силами природы, использования природы для развития человеческого общества. Производительные силы включают в себя средства производства, человека как главную производительную силу общества, предметы и орудия труда, инфраструктуру производства (здания, дороги, склады, трубопроводы и т.д.).

От характера функционирования и уровня развития производительных сил в объективной определяющей зависимости находятся формирование и развитие производственных отношений, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на процесс формирования и развития всех других общественных отношений;

• каждая формация имеет определенный тип производственных отношений как отношений, возникающих между людьми в процессе материального и духовного производства. В этом смысле производственные отношения выступают экономическим базисом общества;

• экономический базис общества является основой формирования надстройки общества, которая представляет собой совокупность общественных идей, теорий и взглядов, отношений и соответствующих им учреждений.

В целом же надстройку общества образуют:

- политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные, атеистические и иные идеи и взгляды (ОС);

- политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, атеистические и иные отношения (ООт);

- организации и учреждения, которые призваны регулировать общественные отношения (ОО и ОУчр).

Все основные элементы общественно-экономической формации находятся в диалектическом единстве и взаимосвязи.

Экономический базис общества первичен по отношению к надстройке и определяет ее содержание и структуру. Каков базис (как система экономических отношений), такова и надстройка всего общества. Это общесоциологический закон.

Тем самым изменения в экономическом базисе общества, в конечном счете, ведут к изменениям в надстройке. Вместе с тем сама надстройка активно, динамично и мощно воздействует на экономический базис. Таково основное содержание взаимосвязи элементов формации, развития основных элементов организации любого общества.

Пять типов общества, выделенных К.Марксом:

v Первобытнообщинное;

v Феодальное;

v Капиталистическое;

v Коммунистическое (социалистическое) – олбщество будущего.

Цивилизационный подход (А.Тойнби) дополняет формационную концепцию общественного развития.

Понятие цивилизации родилось во Франции в XVII в. и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Этимологически термин восходит к латинскому слову «civilis» - городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. История – нелинейный процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Главное в цивилизации - непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Такое представление о цивилизации основано в большей степени на успехах и достижениях научно-технической революции в странах Запада и на постулатах либеральной демократии.

Таким образом, в современной философии цивилизация рассматривается как социокультурная общность и ее основными критериями являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании.

Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

Типы цивилизаций:

v шумерская,

v вавилонская,

v минойская,

v эллинская (греческая),

v китайская,

v индусская,

v исламская,

v христианская,

v некоторые др. (цивилизация инков).

В философской мысли XIX-XX вв. наибольшим признанием пользуется концепция так называемых «локальных цивилизаций», созданная усилиями Н.Л. Данилевского, О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби. Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизованные, а последние — на определенные культурно-исторические типы (от восьми до 21).

Локальные цивилизации (замыкаются в национальных рамках - в истории насчитывалось около 30):

v Германская,

v Русская,

v Американская и др.

Движущие силы истории:

ü Вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.);

ü Ответ цивилизации в целом на вызов;

ü Деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Внутренняя структура цивилизации:

ü творческое меньшинство и

ü инертное большинство.

Стадии, через которые проходит цивилизация:

ü Зарождение,

ü Рост,

ü Надлом,

ü Дезинтеграция (распад) и исчезновение.

Центральным понятием культурологического подхода (Освальд Шпенглер, 1880-1936) выступает культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни.

Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, понимая под ней только духовность общества.

8 культур, выделенных Шпенглером:

ü Индийская,

ü Китайская,

ü Вавилонская,

ü Египетская,

ü Античная,

ü Арабская,

ü Русская,

ü Западноевропейская.

 

«Формация», «цивилизация» и «культура» не взаимоисключающие, но взаимодополняющие понятия. Они характеризуют общество, социум с разных сторон, с разных позиций, позволяя глубже и полнее осмыслить социально-исторический процесс.

Субъектами социальных изменений выступает личность, социальная группа, класс, народ, общественные институты.

Решающая роль в историческом процессе принадлежит народным массам. Она проявляется: в сфере материального производства; в сфере общественно-политической жизни, особенно в эпоху социальных революций; в развитии духовной культуры.

Народ – социальная целостность, характеризующаяся общей исторической судьбой и отражающей ее исторической памятью, общей верой и единой идеей, общей исторической перспективой.

Народ – это этническая, а не социально-экономическая и не классовая общность.

Нация – историческая общность людей, складывающаяся на основе общности их языка, территории, экономической жизни, культуры и некоторых особенностей характера.

Экономической основой образования наций было: развитие товарного производства, появление местных рынков и слияние их в единый национальный рынок.

Классы – большие социальные группы, различающие по месту и роли в производстве, а также размеру доли при распределении общественного богатства.

Таким образом, применение различных подходов (формационного, цивилизационного, культурологического) к осмыслению исторического процесса позволяет рассматривать общество как непрерывно развивающуюся социальную систему. Субъектами социальных изменений выступает личность, социальная группа, класс, народ, общественные институты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аксиосфера человека и общества представляет собой систему ценностей | Глобальные проблемы современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.