КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности
4. Методы менеджмента Методы управления - это способы и формы целенаправленного воздействия субъекта управления (менеджера) на объект управления (персонал). Все способы воздействия на персонал должны учитывать интересы коллектива и отдельных людей (табл. 5). Поведение персонала в целом и отдельных работников зависит: • от материальной заинтересованности в результатах труда (оплата труда); • от моральной заинтересованности в результатах труда в соответствии с культурным и духовным уровнем;
• от заинтересованности в результатах работы всего коллектива предприятия. Таблица5 Характеристика методов управления предприятием
В поведении людей важную роль играют потребности и интересы Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических. Система методов управления представлена в табл. 6. Таблица 6 Система методов управления
4.2. Экономические методы управления
Экономические методы - это методы хозяйствования, основанные на объективных экономических законах и интересах общества. Цены оказывают влияние на прибыль, которая, в свою очередь, оказывает влияние на величину фондов предприятия, в том числе на Поощрительные фонды, заработную плату. Технико-экономический анализ позволяет оценить экономическую эффективность, выявить ее источники, вычислить коэффициенты экономической эффективности. Кроме того, он позволяет выявить позитивные и негативные тенденции и заблаговременно создать условия для развития положительных явлений и предотвращения отрицательных, дает возможность оценить экономическую эффективность производства продукции, технологии и т.д. Эти методы используются на разных уровнях управления: на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики в целом, на микроуровне, т.е. на уровне предприятия (организации), и на уровне индивидуума, отдельного работника. Экономические методы управления на макроуровне выступают как государственное регулирование экономики. Государство в современных условиях вынуждено регулировать эко-номическое развитие страны. Этого требуют уровень развития производства, научно-технический прогресс, охрана природы. Принимая государственную программу, правительство страны обычно определяет цели и приоритеты экономического развития и стимулирует их достижение с помощью государственных заказов, налоговых льгот, инвестиций, льготного кредитования, дотаций и цен. Главным инструментом государственного регулирования можно считать госзаказы, выдаваемые в рамках национальных программ. Они гарантируют, как правило, высокие цены, сбыт продукции, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень прибыли. Разработка прогнозов, национальных программ и государственных заказов свидетельствует об использовании элементов планирования на макроуровне.
Логика планирования предусматривает определение потребностей общества в продукции и услугах, определение ресурсов, необходимых для их производства, и увязку потребностей и ресурсов. Увязка ресурсов и потребностей осуществляется при помощи балансового метода планирования, когда формируются и поддерживаются натурально-вещественные трудовые и финансовые пропорции. Плановый баланс представляет собой обычно экономическую таблицу, в которой показатели сгруппированы в два раздела - «ресурсы» и «распределение», причем между этими частями баланса должно быть достигнуто равенство. Примером использования балансового метода на макроуровне может служить главный финансовый баланс страны -государственный бюджет, при помощи которого увязываются доходы и расходы государства. Наряду с балансовым методом в планировании широко используется нормативный метод. Суть этого метода в обосновании плановых заданий и показателей нормами и нормативами. При этом сами понятия «норма и «норматив» по своему экономическому содержанию не идентичны. Норма - это, как правило, предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели (например, норма расхода сырья на единицу продукции), а норматив характеризует обычно количественную меру связи между показателями плана и является относительной величиной (например, норматив рентабельности). Важным инструментом государственного регулирования являются инвестиции, т.е. совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных капиталовложений в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства. Существенным экономическим рычагом, используемым на всех уровнях управления, является кредитование. Кредитование выражает отношения между кредитором и заемщиком. Кредит, как известно, представляет собой ссуду в денежной или товарной форме, которая выдается на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.
Важнейшую роль в экономическом управлении предприятием принадлежит ценам. В условиях современного рынка цена – это не только денежное выражение стоимости, но и экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественного труда, а также отражение количественного соотношения спроса и предложения. Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная, Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных предприятиях оговаривается при заключении контракта при найме на работу. При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы. Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система.
4.3. Организационно-распорядительные Организационно-распорядительные методы являются необходимым дополнением к экономическим методам. Эти методы регламентируют сроки исполнения и круг лиц, ответственных за каждый участок работы, а также конкретные формы контроля исполнения. К их числу относятся: 1. Метод организационного воздействия. Он включает: • метод организационного регулирования: определяет границы управления на каждом уровне управления. Эти границы закрепляются с помощью государственных правовых актов - например, положения «О государственных предприятиях», должностной инструкции и т. д. Акты позволяют определить состав предприятия, зафиксировать права, обязанности и ответственность подразделений и лиц; • метод организационного нормирования: позволяет создать системы различных нормативов: организационные нормативы: размеры партий, деталей, изделий; технические нормативы: стандарты, ГОСТы; экономические нормативы: норма амортизации, норма расходования материалов; нормативы управленческой системы: норма управляемости, сроки представления отчетов, правила внутреннего распорядка; информационные нормативы: базируются на анализе потоков информации и определении информационной емкости сообщений, анализе порядка прохождения информации; • метод организационного инструктирования: позволяет ответить на вопрос, как выполнить функцию, то есть определяет порядок действия и выступает в виде должностных инструкций, методических указаний (например, инструкции по приемке продукции); 2) метод распорядительного воздействия, используемый при возникновении отклонений от запланированных способов выполнения работ. Каждое организационное воздействие должно быть дополнено распорядительным воздействием, без которого оно не может получить юридической силы. Формы распорядительного воздействия: • приказ - основной распорядительный документ, издаваемый ' первым руководителем, действующим на основе единоначалия в пределах закрепленных за ним прав. Он содержит обязательные для исполнения подчиненными указания и обычно состоит из констатирующей и распорядительной частей. Начинается со слова «приказываю»; • распоряжение - содержит требования решить отдельный вопрос оперативного характера. Издается заместителями и функциональными менеджерами. Распорядительная часть начинается со слов «предлагаю» или «обязываю»; • устное указание - оперативная и действующая форма распорядительного воздействия, но только в том случае, если высок авторитет руководства, а коллектив исполнителен, добросовестен и небольшой. Правовые методы предполагают использование различных санкций (ненарушимых постановлений) за нарушение или невыполнение правовых актов. Они делятся на:дисциплинарные;материальные;административные;уголовно-правовые. 4.4. Социально-психологические методы Особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива. Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения. Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: • диагностики профессиональной пригодности работников; • оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала; • регулирования межличностных отношений в коллективе; • повышения эффективности стимулирования деятельности работников; • повышения эффективности воспитательной работы в коллективе и укрепления дисциплины; • рационализации трудовых процессов. Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа исследования и объема могут быть подразделены следующим образом: изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника. Наиболее широко применение в менеджменте получили такие социально-психологические методы, как опрос, беседа, интервью, анкетирование и тестирование. Опрос - предполагает четкую формулировку вопросов, на которые следует дать однозначный ответ «да» или «нет». При помощи опроса можно выяснить мнение персонала об администрации, отношение к инновациям и т.п. Беседа предусматривает получение информации со слов собеседника. Это весьма распространенный в менеджменте социально-психологический метод. Беседа проводится при приеме на работу и при увольнении, а также в процессе трудовой деятельности. Она может проводиться по инициативе руководителя или подчиненного. Интервью - это особый вид беседы, в ходе которой все вопросы и все ответы фиксируются. Оно может дать глубокую и развернутую картину субъективного мира опрашиваемого. В современных условиях все большее внимание в развитых странах уделяется методам морального стимулирования труда. К числу таких методов можно отнести систематическое развитие и обучение персонала, планирование деловой карьеры работников, проведение различных конкурсов и соревнований на звание лучших по профессии и т.п. В связи с этим возникает необходимость изучения социальных потребностей и интересов людей, что, в свою очередь, требует практического применения содержательных и процессуальных теорий мотивации. Активизация человеческого фактора связана с формированием организационной культуры фирмы. Организационная культура - это совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом с целью внутрифирменной координации и адаптации к внешней среде. Организационная культура выражает в концентрированном виде философию фирмы и выражается в ее деловом кредо, которое содержит миссию, базовые цели организации и кодекс поведения ее сотрудников. Социально-психологические методы и методы морального стимулирования широко применяются менеджерами многих предприятий при формировании персонала, в управлении формальными и неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций и т.п. 5. Управленческие решения в системе Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, обусловливающие невозможность в данных условиях получить желательный результат. Проблема отражает несоответствие сложившейся ситуации и целей организации. Они сближаются в результате принятия управленческого решения. Поскольку одну и ту же проблему можно решить разными путями, возникает задача выбора наиболее подходящего варианта. Управленческое решение представляет собой социальный акт (рекомендательный или обязательный), содержащий постановку целей, обоснование средств их достижения (табл. 7). Он служит основой организации практической деятельности людей по переводу управленческой системы в новое состояние. Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Практика сформировала следующие требования к решению: 1) Простота и логичность. 2) Приемлемость для большинства членов организации. 3) Экономичность (затраты на подготовку и осуществление решения должны быть меньше результата). 4) Своевременность (реализация решения должна успеть приостановить отрицательное в ситуации). 5) Ориентация на стратегические цели и задачи при сохранении свободы тактического маневра. 6) Устранение причин, а не следствий существующей проблемы. 7) Оптимальное распределение работы по подготовке и принятию решений, а также ответственности за них конкретных лиц. При этом учитывается, что решение, принятое на одном уровне управления, становится задачей на более низком. 8) Наличие правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, вступления в силу и отмены решения; нормативов, инструкций, документов, связанных с организацией и регламентацией работы подразделений и отдельных исполнителей по его реализации; сроков или хронологических рамок исполнения. 9) Учет требуемых для реализации ресурсов, степени влияния на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия, которые могут возникнуть при его реализации или отказе от нее), существующего законодательства, этической стороны дела, допустимого уровня риска и пр. Исходя из этого оценивается возможность и целесообразность разработали и принятия решения, его цели и приоритеты. Таблица 7 Типология управленческих решений
5.2. Факторы и уровни принятия решений Принятие управленческих решений осуществляется под воздействием ряда факторов. Личностные оценки руководителя. Каждый руководитель как человек обладает системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на процесс принятия им решений. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель, располагая информацией, может дать ее полностью или придержать (финансовые успехи, прибыль и т. д.). Среда принятия решения, которая характеризуется условиями определенности или неопределенности. В условиях определенности, например, руководитель, имея избыточную наличность, может принять решение о вложении ее в 5 - 10-процентные депозитные сертификаты или в другие банковские системы, при этом он уверен, что организация получит именно это (5 – 10 %) количество процентов на вложенные средства. В условиях определенности руководитель, например, может точно установить затраты на производство, оказание услуг и т. д. В условиях неопределенности, характеризующихся, как правило, финансовой, политической, экономической, социальной и т. п. нестабильностью, невозможно точно оценить вероятность потенциальных результатов, которая будет варьироваться от 0 до 1. Поэтому каждое важное решение формируется с учетом принципа компромисса. Культурные различия, заключающиеся в том, каким рычагам отдается предпочтение в процессе управления, например, в данной стране или регионе, то есть используется «мягкий» или более «жесткий» подход к выработке и реализации управленческих решений, применяются подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма (США) или, наоборот, в сторону национального коллективизма (Япония). Информационные ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Любая информация стоит денег, даже в том случае, если она собирается именно на данной фирме, а уж тем более если ее необходимо получить из других источников. Поэтому требуется проведение предварительной оценки затрат на получение информации и выгоды от принятого решения. В этих условиях возможны три варианта: а) выгоды от исполнения принятого решения превышают либо практически сопоставимы с затратами на информацию. В этом случае имеет смысл вкладывать средства в получение информации; б) до определенного момента расходы выгодны; в) выгоды превосходят затраты. Поведенческие ограничения. Руководители по-разному воспринимают значимость проблемы ограничения, по-разному оценивают альтернативы (рассматривают варианты), из-за чего возникают конфликты и несогласия в процессе принятия решения (то есть должны учитываться психологические и личностные особенности, которые могут существенно сказываться на окончательном выборе варианта решения) - например: антипатия, симпатия к работнику при увольнении. Взаимосвязь решений. Данный фактор характеризуется тем, что выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш. Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит от того, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее решение, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация решений. Перспективность действия решения. Поскольку любой вариант решения не исключает наряду с позитивными и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень. Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и/или заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств с тем, чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования и не обанкротиться. Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат. Учет не только экономической выгоды, но и других видов эффекта, а именно: социального, нравственно-этического, технического. Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т. д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |