КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы инновационной деятельности
В отличие от производственного процесса, в инновационном слабо прослеживается преимущество крупных фирм и научных коллективов в деле ускорения работ и освоения нововведений. Разработку последних могут осуществлять: самостоятельные внутрифирменные структуры; временные научно-технические коллективы и подразделения; специализированные независимые исследовательские фирмы; государственные научные центры; технопарки при вузах; специализированные объединения.
6.2. Производственный менеджмент Производственный менеджмент обеспечивает организацию процесса создания товаров и услуг. Его объектами являются: постановка целей, выработка стратегии, планирование, определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, параметров технологического процесса, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей, регулирование деятельности, оперативное устранение сбоев и неполадок, контроль, стимулирование. Следует иметь в виду, что термин «производственный» необходимо понимать в широком смысле, то есть применительно к любой сфере деятельности, будь то промышленность или транспорт, банковское дело или исследования. В более узком смысле производственный менеджмент рассматривается как деятельность, направленная на разработку и реализацию текущих планов производства для достижения целей организации. Его особенностями являются: • Рассмотрение в единстве потоков: продукции (склад - заказ - производство - сбыт) и стоимостного (элементы затрат - себестоимость - выручка - прибыль). •Связь в рамках фирмы: планирования сверху вниз (детализация);планирования снизу вверх (обогащение планов);планирования в зоне результата (частичное делегирование);работы без плана. • Применение различных способов «привязки» к календарю (по интервалам, по точкам, без точной даты). • Комбинация разных вариантов горизонта планирования календарного периода: дискретного (плановый горизонт соответствует календарному периоду);скользящего (плановый горизонт больше календарного периода); остаточного (плановый горизонт меньше календарного периода); гибкого (с изменяющимся соотношением планового горизонта и календарного периода). • Учет предшествующего результата: планирование с нуля (нет прошлых обязательств); возвратное планирование (учет прошлых обязательств). • Осуществление связи между объектами планирования: «от входа к выходу»;«от выхода к входу». •Привязка объемов выпуска: к «узкому месту»; к полученным заданиям. В годовых планах с помощью бюджетов и смет увязываются основные направления деятельности организации и ее подразделений. Годовой план разрабатывается на основе прогноза сбыта (с учетом поступивших заказов), сведений о величине продаж за истекший период, результатов исследований конъюнктуры рынка, цен, конкуренции и пр. Прогноз сбыта определяет объем выпуска, потребности в оборудовании, производственных мощностях, рабочей силе. В его составлении участвуют руководители основных подразделений. При наличии спроса и достаточных производственных мощностей объем производства обычно максимизируется; при недостатке мощностей рассматривается вопрос их расширения или оптимизации объемов производства. В случае отсутствия спроса планируется реорганизация или Ликвидация производства. Принимая во внимание все эти обстоятельства, и определяют окончательную номенклатуру продукции, уточняют объемы ее производства и сбыта с разбивкой по кварталам. Производственные программы разрабатываются на срок от нескольких недель до года для предприятия и отдельных подразделений с учетом имеющихся у них производственных мощностей. Они содержат решения о том, как эксплуатировать технологическую систему в зависимости от меняющегося рыночного спроса и обеспечить производство необходимой продукции и услуг с минимальными затратами. При отклонении спроса или объема производства от запланированного уровня (например, в результате поломок оборудования, сбоев в поставках и т.п.) программы могут корректироваться либо выполняться за счет маневра ресурсами. Текущие сметы расхода последних составляются с учетом их резервов и ожидаемых поставок. Предприятие на основе производственной программы (а подразделения - на основе касающейся их части) осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности. Такое планирование имеет узкую направленность, высокую степень детализации. Его цель состоит в создании условий слаженной работы всех цехов, участков, служб по своевременному выпуску запланированной продукции. Оперативное планирование предполагает: - составление месячных и внутрисменных заданий, календарных планов выпуска продукции, маршрутных карт. -контроль над их выполнением; - расчет рациональной загрузки оборудования. Оперативное управление сводится к принятию решений и осуществлению действий в конкретно складывающейся ситуации, которые включают: — оперативное (календарное) планирование; — организацию технологической подготовки и обслуживания оборудования; — определение объема партии выпускаемой продукции; — размещение заказов на материалы; —распределение работ (устанавливается, где и когда должны осуществляться те или иные операции по изготовлению деталей и сборке изделий и пр.), контроль их осуществления и качества их исполнения, выявление отклонений и определение их причин; —внесение необходимых корректировок в ход технологических процессов (регулирование) с целью устранения и предотвращения отклонений; — координацию текущей работы подразделений для обеспечения ее четкого ритма в соответствии с графиком; — маневрирование запасами; — диспетчеризацию. Под диспетчеризацией понимается система оперативного регулирования хода производства. Она обеспечивает движение изделий в рамках технологического процесса в соответствии с календарным графиком и сменными заданиями и своевременность их выпуска. Для этого принимаются меры для предотвращения или ликвидации сбоев и нарушений в организации и технологии производства. Диспетчеризация основывается на постоянном контроле со стороны диспетчерской службы: — подготовки производства; — наличия запасов на межцеховых складах, своевременности их поступления на рабочие места; — выполнения плана по номенклатуре; — работы отстающих подразделений, внутрисменных простоев; — соблюдение режимов работы оборудования и параметров технологических процессов. Одним из основных объектов оперативного управления являются материальные запасы. Их выделяется три типа: Во-первых, сырье, материалы, полуфабрикаты, образующие исходный момент производственного процесса. Они предназначены для смягчения негативных последствий неравномерных поставок. Во-вторых, заделы незавершенного производства между операциями. Нужда в них возникает вследствие неритмичности осуществления технологических процессов в различных подразделениях. В-третьих, готовая продукция, излишки которой необходимы для покрытия неожиданного увеличения рыночного спроса. Их наличие обеспечивает гибкость материально-технического обеспечения, производства и сбыта. Существует несколько методов управления производственными запасами, с помощью которых можно оптимизировать их величину и необходимые для ее поддержания затраты. МRР обеспечивает снижение издержек путем уменьшения запасов готовой продукции. Достигается это за счет оптимизации общего объема производства, последовательности операций и размеров партий продукции. МАР предполагает минимизацию вложений в запасы на основе оптимизации величины партий материальных ресурсов, с учетом постоянно меняющегося потока заказов. Канбан - система оперативного планирования и управления заказами и материальными потоками между отдельными операциями. В отличие от предыдущих, такая система является «вытягивающей», а не «подталкивающей». Она позволяет производить и поставлять необходимые детали и полуфабрикаты на сборку или дальнейшую обработку именно тогда, когда их запасы у потребителей исчерпаны. При этом объем производства на каждой предшествующей операции определяется потребностями следующего производственного участка, с которого поступает заказ с помощью специальных карточек. Это позволяет минимизировать складской запас, являющийся в традиционной системе залогом гибкости производства. Условиями нормального функционирования системы считаются: — стабильность производственной программы предприятия и незначительные отклонения в загрузке оборудования; — исключение образования запасов и заделов незавершенного производства по причинам, не связанным с технологией (например, для обеспечения финансовой стабильности). «Точно в срок» - система планирования и управления материально-техническим снабжением, предусматривающая полную его синхронизацию с производственными процессами. В ее рамках сырье, полуфабрикаты и комплектующие подаются (часто с других предприятий данной фирмы или фирм-смежников) небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу же отгружается. Система основывается на предыдущей, которая по отношению к ней является информационной. Она позволяет эффективно регулировать производство, снизить запасы и затраты времени на 90 %, труда на 10 - 30 %, косвенные расходы - на 50 - 60 %; повысить качество на 75 - 90 %. Использование той или иной системы управления материальными запасами в значительной степени определяется затратами на закупку их элементов, оформление сделок, хранение, величиной ущерба, вызванного отсутствием запасов. 6.3. Управление маркетингом В широком контексте маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению фирмой мер воздействия на рынок производимых ею товаров или услуги одновременно по приспособлению к ее запросам. Основными функциями маркетинга являются: 1. Аналитическая, состоящая в изучении общей внутренней и внешней ситуации; структуры рынка, которую образуют конкуренты, посредники, потребили, а также их нужд и запросов. 2. Прогностическая, с помощью которой на основе проделанного анализа можно сделать предположение о предпочтениях потребителей и возможном поведении конкурентов. 3. Производственная, способствующая разработке новых товаров, управлению к качеством и конкурентоспособностью. 4. Сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен. 5. Управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем и маркетинговыми мероприятиями. Управление маркетингом решает следующие конкретные задачи: - отбор целевых рынков и их отдельных сегментов; -предотвращение выпуска товаров и услуг, не пользующихся спросом; - формирование условий увеличения производства, поддержания и расширения существующих, захвата новых перспективных рынков; - выбор, разработка и продвижение новых товаров и услуг, в наибольшей степени соответствующих общественным потребностям, поиск для них рыночной «ниши»; - определение основ ценовой политики; - рационализация системы отношений с контрагентами, посредниками, потребителями; методов воздействия на них; распространения товара; -обеспечение экономного использования всех видов ресурсов; -организация служб маркетинга, его планирование, контроль и пр.; - формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов; — создание условий для социальной ориентации деятельности фирмы. Все они преследуют цель обеспечить выживание фирмы и оптимизировать объем прибыли. Объектами маркетинга являются:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |