Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выборка




Внешние переменные

Переменная становится внешней только тогда, когда допускается возможность ее влияние на зависимую переменную. Для разных экспериментов внешние переменные разные.

 

Виды внешних переменных:

ü Побочные переменные:

o Индивидуальные особенности испытуемого

o Фактор времени

o Фактор задачи

ü Дополнительные переменные

o Пол, возраст, социальный статус и т.п.

 

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимо переменной и контролирует внешние переменные.

 

Контроль переменных – вся совокупность стратегии организации, планирования и проведения эксперимента, применяемая для максимальной внешней и внутренней валидности.

 

Способы контроля внешних переменных:

1. Элиминация – исключение присутствия внешних переменных (психофизиологические лаборатории с камерами, где исключены внешние воздействия)

2. Рандомизация – случайность. Всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. Процедура рандомизации позволяет исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результаты эксперимента.

3. Создание константных условий – внешние условия остаются неизменными для всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной на протяжении всего эксперимента.

4. Введение экспериментальной и контрольной групп. Экспериментальная группа – непосредственно подвергается экспериментальному воздействию в процессе исследования. Контрольная группа – находится в тех же условиях, но не подвергается экспериментальному воздействию.

5. Контрбалансировка – когда различный порядок предъявления различных стимулов, задач в группе.


 

Эксперимент с одним испытуемым проводится в том случае, когда:

Ø Индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб

Ø Испытуемый – уникальный объект, например гениальный музыкант, или шахматист

Ø От испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученным испытуемым)

Ø Повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно

 

В противном случае нам необходимо исследовать какую-то часть популяции. Иногда, конечно, бывает возможно изучать всех членов популяции. Например, если мы хотим изучить отношение всех студентов нашей группы по экспериментальной психологии к экспериментам с участием животных, и не хотим делать выводы для находящихся за пределами группы, то мы можем опросить всех ее членов. В этом случае размер популяции будет равен размеру нашей группы. Однако, интересующие исследователей популяции обычно слишком велики для того, чтобы изучать каждого их члена. Поэтому из этой популяции необходимо отбирать подмножество, или выборку.

Выборка – множество испытуемых людей, животных, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры из генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – множество потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования (эквивалентны по конечному множеству свойств).

Объем выборки – число испытуемых участников, включенных в исследования. Зависит от целей и задач исследования. Желательно рассчитывать объем выборки с использованием методов математического планирования.

 

Требования к экспериментальной выборке:

1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могу повлиять на зависимую переменную. (Например, различия в уровне интеллекта)

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны быть применимы ко всей популяцию, на которую будут распространяться выводы.

 

Одним из наиболее известных исторических примеров нерепрезентативной выборки является случай, произошедший во время президентских выборов в 1936 году. Успешно прогнозируя события нескольких предыдущих выборов, журнал «Литрери Дайджест» попытался предсказать результаты выборов, послав 10 миллионов пробных бюллетеней своим подписчикам, людям, выбранным по телефонным книгам всей страны, и людям из регистрационных списков автомобилей. Около 25% бюллетеней (почти 2,5 миллиона) вернулись в журнал заполненными. Из людей, заполнивших бюллетень, 57% выбрали кандидата от республиканской партии Альфа Лэндона, а 40% выбрали действующего президента Франклина Рузвельта. На действительных выборах победил Рузвельт, набрав более 60% голосов. Хотя редакторы журнала знали, что их подписчики в основном принадлежат к верхней прослойке среднего класса и одновременно являются республиканцами, они подумали, что, расширив выборку за счет людей, выбранных из телефонных книг и регистрационных списков, они сделают ее более репрезентативной. В действительности они просто набрали еще больше республиканцев. В разгар Великой депрессии позволить себе иметь телефоны и автомобили могли лишь принадлежащие к верхней прослойке среднего класса и верхнему классу люди, а они в большинстве своем были республиканцами, а не демократами. Поэтому на самом деле в своем опросе журнал спрашивал республиканцев о том, кому они отдадут свои голоса. Есть и еще один недостаток данного опроса. Большое количество бюллетеней вернулось, и составители журнала были вполне уверены в правильности предсказания о победе Лэндона, так как полученные данные отражали взгляды значительного числа людей - около 2,5 миллионов. Но заметьте, что помимо того, что полученные бюллетени составили только одну четверть от посланных, все эти бюллетени были отправлены теми людьми, которые сами решили это сделать. Так что люди, приславшие бюллетени обратно в журнал, были не просто республиканцами, но республиканцами, пожелавшими сделать свои взгляды общеизвестными (в свете этого 57% выбравших Лэндона - это довольно мало).

 

Проблема нерепрезентативности выборки нередко возникает при опросах, проводимых популярными журналами. Зачастую в отчетах, сделанных на основе полученных при опросе данных, исследователь старается произвести впечатление числом ответов, а не репрезентативностью выборки. Пример такого явления - отчет о женской сексуальности, в котором кроме прочего утверждалось, что более 90% женщин, состоящих в браке, чувствуют себя эмоционально ущемленными. В ответ на замечание, что опрос был послан лишь отдельным женским организациям и что заполненные опросники прислали обратно только 4,5% из 100 000 женщин, автор просто заявила, что 4500 человек для нее достаточно. Из этого следует, что стоит весьма скептически относиться к утверждениям, сделанным на основании такого рода выборок.

 

Стратегии построения групп:

1. Рандомизация или случайный отбор.

Используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку. Например, чтобы сделать случайную выборку из 100 студентов вуза, можно сложить бумажки с именами всех студентов вуза в шляпу, а затем достать из неё 100 бумажек – это будет случайным отбором. В действительности процедура немного более сложнее и обычно проводится с использованием таблицы случайных чисел.

Простая случайная выборка - эффективный практический способ построения репрезентативной выборки. Иногда его также используют по этическим причинам. В случае если только небольшая группа людей может получить выгоду или понести издержки и нет других разумных оснований для принятия решения, лучше всего использовать метод случайной выборки.

Простая случайная выборка имеет два недостатка. Во-первых, вам может понадобиться отразить в выборке определенные особенности популяции, а во-вторых, процедуру может быть невозможно применить на практике в случае, если популяция очень велика.

 

2. Рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор).

Используется для создания расслоенных выборок. При данном способе формирования выборки генеральная совокупность делится на группы (страты), обладающие определёнными характеристиками (пол, возраст, политические предпочтения, образование, уровень доходов и др.), и отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками. Чаще всего эту стратегию применяют социологи и социальные психологи при опросах общественного мнения.

Предположим, если мы хотим узнать отношение к абортам в нашем вузе, а популяция нашего учебного заведения состоит из 5000 человек, из которых 4000 - женщины. Для этого мы решаем отобрать 100 студентов. Если мы используем простую случайную выборку, то, вероятно, в нашей выборке будет больше женщин, чем мужчин, но их соотношение не будет точно таким же, как в популяции. Нашей задачей является создание выборки, действительно отражающей состав популяции, а для такого вопроса, как аборт могут быть важны различия во мнениях между мужчинами и женщинами. В подобном случае неплохо было бы заранее решить, что если 80% популяции - женщины, то они должны составлять ровно 80% выборки. В расслоенной выборке точно отображается соотношение важных подгрупп популяции. Таким образом нами из списка женщин случайным образом должны были быть отобраны 80 человек, а из списка мужчин - 20. Обратите внимание, что в таком случае исследователю требуется решить, на сколько уровней делить популяцию. Для расслоения выборки одни характеристики являются более важными (религия), чем другие (право- или леворукость). Необходимо разумно подойти к решению этого вопроса в соответствии с условиями исследования или целями эксперимента.

3. Попарный отбор.

Экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант – использование близнецовых пар. Одной из стратегий является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем характеристикам, кроме интересующих исследователя дополнительных переменных. Другой вариант – выделение значимой дополнительной переменной. Все испытуемые тестируются, ранжируются по уровню выраженности переменной. Группы формируются так, чтобы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значениями переменной, попали в разные группы.

 

4. Репрезентативное и приближенное моделирование.

Репрезентативное моделирование используется тогда, когда мы точно можно отобрать группу с интересующими нас характеристиками. Приближенное моделирование используется в том случае, когда невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Например, исследование проводится на группе студентов 3 курса, а данные приписываются всем людям, или людям соответствующей возрастной группы, или людям с соответствующим уровнем образования и возраста.

 

5. Привлечение реальных групп.

Логично предположить, что привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте снизит качество исследования. Это действительно так, если целью проекта является точное описание конкретных особенностей некоторой популяции на основании изучения ее части. Но большинство исследований по экспериментальной психологии не таковы и обычно цель исследования заключается в изучении отношений между переменными, например: использование изображений улучшает запоминание; наблюдение агрессии приводит к агрессивному поведению; с увеличением количества свидетелей происшествия снижается число желающих оказать помощь и т.д. Исследователи предполагают, что если выявлена сильная взаимосвязь, то она обязательно проявится у большинства людей, принадлежащих к определенной популяции, вне зависимости от способа их отбора. При изучении границ кратковременной памяти у взрослых нет необходимости делать случайную выборку - подойдет практически любая группа взрослых людей.


Психология испытуемого

Психологический эксперимент – это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны («вход» и «выход» из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).

Необходимо учитывать, что испытуемый реагирует не просто на эксперимент как на некоторое непонятное целое, но отождествляет его с каким-то классом реальных жизненных ситуаций, с которыми он сталкивается, и соответственно строит свое поведение. В свою очередь экспериментатор не просто набирает репрезентативную группу и разбивает ее на рандомизированные подгруппы, но активно привлекает людей к участию в эксперименте. Значит, для исследователя не безразлично, какие неконтролируемые психологические особенности отличают людей, привлеченных к исследованию, от всех прочих; какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.

 

Типы испытуемых:

1. Испытуемый может участвовать в исследовании:

ü добровольно

ü принудительно, помимо своей воли

ü принимая участие в «естественном эксперименте», он может и не знать, что стал испытуемым

 

Почему люди добровольно участвуют в исследовании? Проблема сводится к выяснению особенностей мотивации испытуемых-добровольцев:

· Испытуемыми может двигать простое любопытство

· Часто испытуемому хочется узнать что-либо о самом себе, в частности, для того, чтобы разобраться в своих отношениях с окружающими

· Добровольное участие в эксперименте принимают испытуемые, стремящиеся заработать деньги

· Если речь идет о студентах-психологах, то их мотивом может быть получении зачета

· «За компанию»

· Крайне редко испытуемый стремится просто «послужить науке»

 

Другое дело, если испытуемый принужден участвовать в эксперименте. Чаще всего это люди, относящиеся к категории заключенных и военнослужащих (тюрьма и армия). В исследованиях, посвященных этой проблеме, показано, что большинство испытуемых, принудительно привлеченных к участию в эксперименте, противились этому, относились к эксперименту критично, а к экспериментатору - враждебно и недоверчиво. Зачастую они стремятся разрушить план экспериментатора, «переиграть» его, т. е. рассматривают ситуацию эксперимента как конфликтную.

 

2. По отношению к эксперименту испытуемые бывают:

ü позитивно настроенные

ü негативно настроенные

ü доверчивые

Обычно экспериментаторы предпочитают первых и последних.

 

3. По компетентности испытуемые делятся на:

ü испорченных (компетентных)

ü наивных

 

4. Испытуемые бывают:

ü анонимные

ü неанонимные

Исследование может проводиться при участии не только добровольцев или принудительно привлеченных, но и анонимных и сообщающих свои паспортные данные испытуемых. Предполагается, что при анонимном исследовании испытуемые более открыты, а это особо значимо при проведении личностных и социально-психологических экспериментов. Однако выясняется, что в ходе эксперимента неанонимные испытуемые более ответственно относятся к деятельности и ее результатам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.