Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности поведения испытуемых




Поведение испытуемого строится исходя из того, какова внутренняя модель экспериментальной ситуации:

1. На основе всей доступной ему информации

2. Обстановка

3. Личность экспериментатора

4. Уровень психологических знаний

5. Мотивация

6. Личностные особенности

 

Кристиансен считает, что все поведение испытуемых можно объяснить одним мотивом: человек стремиться к примитивной самопрезентации. Испытуемый стремиться подтвердить ту гипотезу, которая как ему кажется, есть у экспериментатора. Он пытается доказать свою компетентность, показаться нормальным.

Мотивация самопрезентации оказывается наиболее сильной, если испытуемый считает, что его поведение в эксперименте личностно детерминировано, т.е. его поступки – не следствие экспериментальных воздействий, а проявление реальных намерений, чувств, убеждений, способностей и.т.д.

 

От людей, участвующих в психологическом исследовании, также нельзя ожидать, что они будут действовать как машины. Они - люди, которые знают, что участвуют в эксперименте. Если на поведение испытуемого влияет знание того, что идет эксперимент и его участие важно для успеха исследования, возникает хоторнский эффект, названный так в честь известного исследования, посвященного производительности труда.

 

Эффект Хоторна – эффект, состоящий в том, что новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к исследуемому вопросу приводит к искаженному, слишком благоприятному исходу эксперимента.

 

Исследование, давшее имя хоторнскому эффекту, было проведено на заводе «Вестерн электрик» в городе Хоторне, штат Иллинойс. Оно длилось около 10 лет, с 1924 по 1933 г. Считается, что задача исследования состояла в изучении факторов, влияющих на производительность труда рабочих. Были проведены многочисленные эксперименты, из которых наиболее известна серия, названная «исследование сборки реле в тестовой комнате». Для эксперимента со сборкой реле из группы рабочих завода были выбраны шесть женщин. Их работа заключалась в сборке реле для телефонной компании. Пять из них проводили сборку, а шестая подавала детали. Сборка реле, состоящих из 35 частей, представляла собой тяжелую, монотонную работу, отнимающую много времени. «Вестерн электрик» производил около 7 миллионов реле в год, поэтому вполне естественно, что они хотели, насколько это возможно повысить производительность труда рабочих.

Первая серия экспериментов с реле продолжалась с мая 1927 по сентябрь 1928 г. За это время были изучены (а в действительности смешаны друг с другом) несколько переменных, характеризующих условия труда. Вносились изменения в расписание перерывов, общее время работы и в размер премии, выплачиваемой за определенный объем сделанной работы. Считается, что производительность труда в этой небольшой группе быстро достигла высокого уровня и оставалась неизменной, даже если условия труда ухудшались. В качестве примера всегда приводят «12-й период исследования», при котором рабочим сообщили, что рабочая неделя будет увеличена с 42 до 48 часов, а перерывы и бесплатные обеды будут отменены. Неважно, какие изменения вносились – увеличивали или уменьшали количество перерывов, длительность рабочего дня и т.д. – женщины производили все больше и больше телефонных реле.

Было предположено, что рабочие сохраняют производительность труда, так как думают, что они составляют особую группу, находящуюся в центре всеобщего внимания, ведь они участвуют в эксперименте. Так возникло понятие хоторнского эффекта, состоящего в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают.

 

Люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одних оно беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, заикаться, путаться в словах и действиях, даже испытывать состояние удушья из-за того, что от волнения у них перехватывает горло. Другие наоборот радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес.

Эффект аудитории – присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое усилие, присутствие публики облегчает дело.

 

В 1965 г. Роберт Зайонц предположил, что присутствие других людей является для индивида сильным стимулом – источником общего возбуждения. В том случае, когда человек знает, как и что ему нужно делать и благодаря этому чувствует себя уверенно, то возбуждение, вызванное присутствием зрителей, способствует его деятельности, улучшает ее. Но когда реакция усвоена плохо, деятельность индивида ухудшается, поскольку реализации нужной, но плохо заученной реакции мешает доминирующая, хотя и ненужная реакция. Иначе говоря, наступает социальное торможение.

Таким образом, у Роберта Зайонца были все основания сделать вывод, что повышенное возбуждение улучшает выполнение простых задач и ухудшает выполнение сложных. Эта гипотеза была подтверждена почти в 300 исследованиях с участием более чем 25 тысяч испытуемых.

С другой стороны, Николас Коттрелл выступил с альтернативным объяснением эффекта аудитории. По его мнению, данный феномен объясняется тем, что люди, занятые какой-то деятельностью в присутствии других людей (на людях), ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены тем, как их оценят. Коттрелл и его сторонники привели немало доказательств того, что существуют различия между тем, как индивид воспринимает просто присутствие других людей, и тем, когда он ожидает оценки со стороны других.

 

Особенности влияния наблюдателя:

Ø Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый, способный дать оценку

Ø Влияние тем больше, чем труднее задача

Ø При наблюдателях снижаются интеллектуальные способности

Ø Повышаются перцептивные и сенсомоторные навыки

Ø Увеличение количества наблюдателей усиливает эффект и в лучшую и в худшую сторону

Ø Тревожные испытуемые при выполнении сложных и новых заданий на публике испытывают больше затруднений, чем эмоционально стабильные

 

Очевидно, что для достижения желаемых результатов важна роль мотивации. На первый взгляд кажется, чем выше удастся мотивировать себя или другого человека, тем лучше будут результаты. Но все не так просто.

Оказывается еще в 1908 году психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон показали, что для наилучших результатов наиболее благоприятен средний уровень мотивации. Этот эффект был назван в их честь законом Йеркса-Додсона.

 

Закон Йеркса-Додсона – зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

 

Ученые в ходе экспериментов на животных установили, что для успешного обучения животных в прохождении лабиринта, наиболее благоприятной была средняя интенсивность мотивации (в их случае это были удары тока).

Было установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором необходимая деятельность выполняется лучше всего для данного субъекта и ситуации.

При повышении уровня мотивации увеличивается уровень активности и напряжения, возникают нежелательные эмоциональные реакции, что ведет к снижению эффективности деятельности. Например, могут начать расти негативные чувства: страх, тревога и т.д., мешающие нормальному функционированию организма. Таким образом, высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

 

Одно из наблюдений заключается в том, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

 

Эффект Барнума – человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате каких-то непонятных ему факторов.

 

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями.

Данный эффект также называют эффектом Форера, по имени психолога Бертрама Форера, который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, - средней оценкой было 4,26.

Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии, соционики и других псевдонаук.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.