Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика ценообразования на автомобильном транспорте




Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке Российской Федерации обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:

– высокой маневренности и подвиж­ности, позволяющих быстро сосре­до­точить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте;

– способности обеспечивать доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;

– высокой скорости дос­тавки и обеспечении сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния;

– широкой сфере применения по ви­дам грузов, системах сообщения и расстояний перевозок; необ­ходимости меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильно­го транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет 20–24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности – 100 %.

^ К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести:

– высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

– высокий уровень загрязнения окружающей среды;

– большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте), низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

– большие металлоем­кость и энергоемкость.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно ши­роко используется автотранс­порт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России мо­жет расширить свою долю на рынке, особен­но в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

На грузовом автомобильном транспорте применяют:

– сдельный тариф за перевозку 1 т определенного груза, за отправку конкретной мас­сой или общим весом от 5 т, в зависимости от расстояния;

– тариф на перевозку грузов из условия платных автотонно-часов при выделении определенного типа транспортного средства за 1 автотонно-час и за каждый километр пробега с грузом;

– тариф на повременное использование грузовых автомобилей и грузовых таксомоторов в зависимости от грузоподъемности автомобиля и за каждый километр пробега, а для грузового таксомотора в за­висимости от региона перевозки – за каждый час простоя и ки­лометр пробега.

Повременный тариф вводится при таких пере­возках, при которых фактор времени доминирует над другими и способствует лучшему использованию автомобиля у клиента. При применении тарифа из покилометрового расчета ставка ус­танавливается в зависимости от грузоподъемности автомобиля за каждый километр пробега. Ставка за перегон подвижного со­става зависит от типа подвижного состава и способа доставки.

Надбавки применяются за использование специализированно­го подвижного состава, экспедиторские услуги, выполняемые во­дителем, и в других случаях. Взимаются сборы за использование контейнеров, съемных кузовов и обменных полуприцепов, при­надлежащих автотранспортным предприятиям.

Договорные тари­фы применяются при перевозках, не предусмотренных прейску­рантом, или при особых требованиях грузовладельцев к качеству перевозок и услуг, например по срочности доставки, по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов. Договорные тарифы оп­ределяют исходя из обоснованных затрат на перевозки, работы и услуги (калькуляция себестоимости предоставляется заказчику) и рентабельности в размере 28,8 % с учетом 2 % отчислений на строительство автомобильных дорог.

Дорожно-климатические ус­ловия регионов учитываются поясными поправочными коэффи­циентами, т. е. автомобильные тарифы различаются по регио­нам.

Массовость перевозок в автомобилях-самосвалах в сочетании со спецификой их работы в карьерах учитывается отдельны­ми тарифами.

При использовании специализированного под­вижного состава тарифами учитывается применение прогрессив­ных технологий и повышение качественного уровня доставки грузов.

Для усиления экономических стимулов работы грузовладель­цев вводятся нормирование простоев на перегрузочных работах и санкции при отклонении фактического времени простоя от нор­мативного.

Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по территории страны, видам сообщений и предоставляемых пассажирам удобств.

Пассажирские тарифы делятся на городские и междугородные.
Последние взимаются по поясам дальности по­ездки пассажиров. Всего установлено более 100 поясов дально­сти: до 100 км – 20 поясов по 5 км каждый, от 101 до 300 км – 20 поясов по 10 км и свыше 300 км до 1500 км – 45 поясов по 20 км.

При поездках пассажиров автобусами в межобластном со­общении в стоимость билета включается страховой сбор.

Заказ­ные рейсы автобусов оплачиваются, как правило, по автомобиле-часам. Широко применяются свободные (договорные) тарифы на перевозки частным автотранспортом.
^ 5. Методика ценообразования на продукцию водного транспорта

Водный транспорт подразделяется на морской и речной транспорт.

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспорт­ной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприят­ными физико-
ге­ог­рафическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанно­стью российской стороны.

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый каботаж – плавание судов в пределах одного или двух смежных мор­ских бассейнов без захода в территориальные воды других государств; большой каботаж – плавание судов между портами разных бассейнов, разде­ленных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание свя­зано с заходами судов в иностранные территориальные воды).

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экс­портные и импортные перевозки, а также перевозки грузов меж­ду иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Пере­возки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам.

Преимущества морского транспорта заключаются в сле­дующем: это основной внешнеторговый транспорт (его доля в общем объеме экспортно-импортных грузов составляет около 60 %). Он имеет широкие международные меж­континентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропуск­ная способность, что позволяет проектировать и строить транс­портные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ог­раничивают его пропускную способность лишь порты, каналы и другие искусственные сооружения. Незначителен удельный расход топ­лива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспор­том в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя даль­ность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравне­нию с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

На морском транспорте по-разному оплачиваются линейные перевозки (когда суда курсируют на определенных линиях и в порты по расписанию) и трамповые (осуществляются в соответ­ствии с заказами грузовладельцев). В первом случае применя­ются прейскурантные тарифы, а в загранплаваниях – тарифы заранее объявляются международными тарифными конферен­циями. Трамповые оплачиваются по договорным тарифам (фрахтовые ставки), складывающимся под влиянием конъюнкту­ры фрахтового рынка.

Тариф на морском транспорте зависит от вида плавания (ка­ботажное или заграничное) и сообщения (прямое или смешан­ное железнодорожно-водное). Провозная плата в каботажном плавании определяется по двухставочному тарифу (при дви­женческой операции за 1 тонно-милю, при стояночной – за 1 т груза).

Ставки по движенческой операции установлены для 14 классов сухогрузов (в зависимости от удельного погрузочного объема и с учетом возможной совместимости их при перевозке), а по стояночной операции – по группам портов для 12 групп су­хогрузов. Для наливных грузов по бассейнам установлены еди­ные ставки по движенческой операции и несколько групп по стояночным операциям в зависимости от груза (сырая нефть, масла и т. д.).

Общая плата на перевозку грузов морским транспортом определяется по формуле

(3.2)

где Т – тариф, на перевозку грузов морским транспортом, руб.; – стояночные ставки портов отправления и назначения, руб.; – движенческая ставка за перевозку груза, руб.; – среднее расстояние по тарифному поясу, км; ПДОП – дополнительные платы, сборы, штрафы за простой судна (демередж и т.п.), руб.

Специальные тарифы установле­ны на перевозки в судах-лихтеровозах, паромах, в контейнерах и др.

Кроме того, тарифы устанавливаются по морским бассейнам и могут быть общими, исключительными для некоторых грузов и перио­дов времени и участков пути и местными, установленными на основании особого положения. Особые условия доставки грузов морским транспортом и применение новых транспортно-технологических схем и специальных судов также учитываются в тари­фах.

На морском транспорте пассажирские тарифы устанавливают­ся на перевозки в заграничном и внутреннем (каботажном) пла­вании.

В заграничном плавании они находятся на уровне скла­дывающихся мировых цен для каждой линии и каждого судна. Тарифы дифференцированы по классам кают (люкс, первый, туристический), а внутри класса – в зависимости от числа мест в каюте, расположения кают на судне и наличия индивидуаль­ных удобств.

Во внутреннем плавании тарифы дифференцирова­ны по морским бассейнам, судоходным компаниям, типам судов, комфортабельности кают и общей комфортабельности судна.

Су­доходные компании устанавливают отдельные тарифы на пере­возки по регулярным линиям, в грузопассажирских судах, на морских паромах и на туристско-экскурсионные маршруты. В стоимость билета обязательно включается страховой сбор.

Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых им функций.

Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров при­речных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов России, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Россий­ской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем гру­зообороте этих районов составляет от 65 до 90 %, тогда как в це­лом по России этот показатель составляет всего около 5 %.

Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные пере­возки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. Речной флот Российской Федерации об­слу­жи­вает 68 республик, краев, областей и национальных округов. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 85,4 тыс. км, при этом на 50 % их длины гарантируется определенная глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Бал­тий­ско­го, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщенность внутрен­них водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет
6,5 тыс. км, гарантированная глубина прак­тически на всей ее протяженности составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.

Глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью, их можно сравнить с многопутными железными дорогами, и они приспособлены к массовым пере­возкам грузов и пассажиров. Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным пу­тям обходятся в 2–3 раза дешевле, чем по параллельным желез­ным дорогам.

Поскольку внутренние водные пути являются в основном ес­те­ст­вен­ны­ми, то при организации судоходства требуются значи­тельно меньшие (в 6–7 раз) первоначальные капитальные вло­жения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомо­бильной дороги, равной пропускной способности.

Удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопро­тивления движению судов. Эта особенность присуща водному транспорту в целом.

Скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта. Так, если ско­рость доставки грузов обычным (немаршрутным) поездом при­нять за 100 %, то скорость доставки речным транспортом соста­вит 60–70 %, автомобильным в междугородном сообщении – 100–200 %, трубопроводным – 40–50 %, а воздушным – 150–300 %. Однако самоходные суда иногда доставляют грузы с такой же скоростью, что и по железной дороге.

На речном транспорте тарифы на перевозку гру­зов и буксировку плотов, судов, работы и услуги, оказываемые этим видом транспорта, устанавливаются на 1 т груза определен­ной группы с учетом ставок на начально-конечные операции и схем движенческой операции, расстояний перевозки, исключи­тельных тарифов по регионам плавания (пароходствам), а также с определением размера сбора за погрузочно-разгрузочные рабо­ты, взвешивание и проверку состояния груза, за хранение, по­дачу несамоходных судов и пр.

При расчете оплаты определяет­ся, кроме того, партионность отправляемого груза (судовые, сборные и мелкие отправки), тип груза (сухогруз, тяжеловес­ный, крупногабаритный и т. п.) и различные штрафы (за переад­ресовку грузов, простой судов и т. д.), а также премии за дос­рочную загрузку (разгрузку) судов (диспаг).

На речном транспорте действуют договорные тарифы при сокращенных нормативных сроках доставки в спе­циализированных судах нового типа, при завозе грузов на малые реки с ограниченным сроком доставки и т. п. Договорные тари­фы устанавливаются на базе действующих тарифов с учетом эко­номически обоснованных дополнительных затрат и рентабельно­сти к себестоимости в размере, установленном планом в целом по основной деятельности транспортного предприятия. Для раз­вития перевозок по малым рекам тариф более полно учитывает условия работы на этих водных путях.

Пассажирские тарифы речного транспорта дифференцированы по пароходствам, типам судов с учетом скоростей их хода, видам перевозок (транзитные, местные, пригородные, внутриго­родские и переправы) и классам кают (4 класса).

Для поездок пассажиров на скоростных судах с подводными крыльями судо­ходные компании устанавливают повышенные тарифы. В стоимость билетов включается страховой сбор. На всех видах транс­порта отдельно взимается плата за перевозку багажа (сверх уста­новленной нормы ручной клади) и грузобагажа.
^ 6. Методика ценообразования на продукцию воздушного транспорта

Воздушный транспорт России играет, прежде всего, значительную роль в пассажирских перевозках. Протяженность воздушных линий гражданской авиации составляет около 800 тыс. км, в том числе более
200 тыс. км – международные линии. На долю воздушного транспорта Российской Федерации приходится около 40 % всех международных перевозок, что значительно выше по сравнению с западными странами.
Например, в США только около 17 % международных перевозок выполняется воздушным транспортом.

Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пасса­жиров объясняется большими расстояниями перевозок, недоста­точной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах России, особенно на востоке.

^ Основными технико-экономическими особенностями воздуш­ного тран­спорта в перевозках являются:

– высокая скорость доставки грузов и пассажиров;

– маневренность в организации грузовых и пассажирских перевозок;

– большая беспосадочная дальность по­лета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транс­порта (на отдельных направлениях они на 25 % короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50 % – чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2–3 раза).

Воздушным транспортом перевозится относительно неболь­шой объем грузов (менее 1 млн т в год), однако это ценные и требующие особенно срочной доставки грузы – медикаменты, гуманитарная помощь, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почта, а также продовольственные и промышленные товары для труднодоступных районов.

Воздуш­ный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хо­зяйстве, например, авиахимические на площади почти 5 млн га по­сев­ных площадей, лесоохранные и др.

На воздушном транспорте установлены единые дифференцированные по расстояниям перевозки грузовые тарифы независимо от типа самолета и рода груза, но с учетом наличия альтернативных видов транспорта на обслуживаемой территории. В глубинных районах Российской Федерации, где отсутствует сеть железных дорог, применяют повышенный (до 70 %) тариф.

Построение пассажирских тарифов на воздушном транспорте в основном такое же, как и грузовых тарифов. Многочисленные авиационные компании формируют тарифы в зависимости от спроса и предложения на пассажирские перевозки, однако, с учетом цен конкурентов и стоимости полетов авиакомпаний других стран.

Кроме общих тарифов, на воздушном транспорте применяют специальные тарифные ставки (на 1 ч полета или 1 км пути) при перевозке пассажиров, багажа и почты самолетами по заказанным рейсам.

Применяется также целая система скидок и льгот в период спада пассажирских перевозок, для туристических групп и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.