КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14: Психология управления персоналом
1. Проблема эффективности управления персоналом 2. Инструменты внешнего воздействияна сотрудников Проблема эффективности управления персоналом (в особенности мотивации сотрудников) существует уже давно. Разработан ряд теорий и предположений. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные основываются на определении внутренних побуждений человека, которые заставляют его действовать определенным образом (А.Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд и т.д.); и процессуальные делают акцент на анализе и объяснении процессов побуждения человека к определенному поведению и его закрепления (В. Врум, Д. Адамса и JI.Портер и Э. Лоулер и т.д.). Таким образом, для успешного внешнего воздействия на подчиненных менеджер должен изучить внутренние потребности сотрудников. Сегодня управленцы склонны считать, что ленивых людей не бывает, бывают только больные и слабо вдохновленные. Современный человек часто не замечает ухудшения своего состояния здоровья, списывая все на хроническую усталость. На самом же деле сотрудники, в особенности, занимающиеся интеллектуальным трудом, ведут неподвижный образ жизни, что приводит к появлению хронической усталости, болезням суставов и т.д. Вред организму приносит и современная «культура» питание - «фаст фуд», а также увлечение спиртными напитками, что в свою очередь приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и, опять же к хронической усталости. Что касается вдохновения, то если у человека нет цели и смысла, его организм настраивается на самоуничтожение. Если сотрудник мечтал быть музыкантом или тренером сборной по футболу, но не смог в итоги ни реализовать, ни «перерасти» детскую мечту, а теперь ему работает в бухгалтерии, то о вдохновении не может идти и речь. Он не настроен на работу, ведь в системе его ценностей «жизнь не удалась». По возможности, хороший руководитель дает возможность людям заниматься тем, чем им интересно и с пользой для фирмы. Если руководитель заинтересован в работе сотрудника, то старается донести до него мысль, что выход из кризиса – это всегда выход в море возможностей. Мы все строим отношение с миром через «надо» и «хочу», правильный выбор – это всегда «золотая середина». Конечно же, человек может быть не настроен или не способен выполнить качественно работу. Если он не способен, то речь идет уже о некомпетентности данного сотрудника, такую ситуацию в свою очередь следует менять. Менеджер должен хорошо владеть инструментами внешнего воздействия на людей, направлять их на четырех уровнях: ценностей, целей, задач и эмоциональных состояний. Руководитель должен четко и ясно ставить задачи сотрудникам, учитывать, как его ценности, согласуются ценностями и интересами сотрудников, а также с языком, на котором они говорят. Всегда следует помнить: 1. все люди разные, мы привыкли общаться с людьми так, как нам нравится, но императив Канта - поступай с другими так, как хочешь, чтобы они обращались с тобой - не всегда верен, с людьми надо обращаться так, как они хотели бы, чтобы с ними обращались; 2. все люди живые (если вы чего-то хотите добиться от человека, ему надо сказать об этом 5 раз (он подумает, что он сказал, вот что он сказал, он имел ввиду меня, он имел ввиду сейчас, 5 раз если не понял с четырех); 3. «ничего личного» не бывает, личность влияет на профессию, а профессия на личность. Менеджер не будет глупо выглядеть, если будет повторять ключевые сообщения сотрудникам (повторять одно и то же) Руководителю следует быть честным с подчиненными и самому быть компетентным в рассматриваемом вопросе. Как только менеджер становится не честным, он становится не интересным и теряет доверие; будучи некомпетентным, он теряет уважение. Руководителю всегда приходится принимать решения в условиях меняющейся внешней и внутренней среды. Серьезные изменения в организации всегда сопровождаются стрессом для подчиненных, которые в осознании изменений проходят ряд стадий: 1. игнорирование (изменения - да ну, пронесет); 2. беспомощность (не знаю что делать); 3. борьба (мы против изменений); 4. освоение нового (изменения внедрены). Чтобы управлять изменениями менеджеру надо понимать, на какой стадии они находятся, так как инструменты внешнего воздействия следует привязывать к стадиям осознания, иначе информация до подчиненных доходит обрывочно. Кто-то это делает интуитивно, но любую способность надо развивать. Существует пять сфер компетентности менеджера: 1.компетентность в изменениях; 2. компетентность во власти 3.компетентность в самом себе 4. компетентность в других 5.компетентность в уровне воздействия. Компетентность в изменениях означает, что руководитель должен быть осведомлен о меняющихся условиях внутренней и внешней среды фирмы и должен своевременно и эффективно реагировать на них. Компетентность во власти означает, что на разных стадиях внутренних изменений фирмы и на разных стадиях осознания изменений нужно применять разные виды власти: 1. на стадии игнорирования – личного примера, личного отношения, сотрудники пока еще ничего не понимают, но если они руководителю доверяют, то будут делать как руководитель, повторять за ним; 2. на стадии беспомощности - личный пример не сработает, каждому плохо по-своему, нужен внешний пример, внешний эксперт, внешний подтверждающий необходимость изменений цифровой материал; 3. на стадии борьбы - нужно быстро принимать решения, власть поощрения и наказания; 4. на стадии освоения нового - власть харизмы. У каждого человека своя харизматическая сущность, ее можно развить. Человек обладает харизмой, если: 1. обладает властью; 2. может привлечь и удержать внимание; 3. дает понимание. Компетентность в самом себе означает, что необходимой предпосылкой к успеху является целостность личности, целей и стремлений самого руководителя. Он должен знать чего хочет от себя, от жизни, от бизнеса. Компетентность в других предполагает необходимости быть хорошим психологом и иметь жизненный опыт. Компетентность в уровне воздействия предполагает необходимость по-разному воздействовать на подчиненных на разных стадиях осознания изменений – 1. на стадии игнорирования - работать по ценностям; 2. на стадии беспомощности – работать по задачам; 3. стадия борьбы – по целям; 4. на стадии освоения нового – по эмоциональным состояниям. Современный менеджер, прежде всего, должен вести себя профессионально, человек, работая с людьми, должен быть гибок в своих эмоциях, чтобы быть успешным (не воспринимать критику и споры с подчиненными как личную обиду). Управленческие решения должны быть справедливыми. Согласно Анри Файоля, справедливость — это сочетание доброты и правосудия [3]. Таким образом поощрение и наказание непременно должны следовать за поступками подчиненных, и быть, с одной стороны, ощутимым, с другой, милосердным. Менеджер должен бороться с депрессией своих подчиненных, он должен научиться даже здороваться так, чтобы улучшать настроение людям. В конечном итоге все инструменты управления остаются всего лишь инструментами, а эффективность их использования зависит от таланта менеджера. Мастерство обычно приходит с опытом. Если мы не проходим сквозь жизненный опыт, то мы никто. Вопрос не в том, что б какой-то инструмент использовать, вопрос в том, что, где, когда, как и для кого использовать. Необходимо принятие, понимание и использование различий сотрудников. Ответственность за результат и выбор инструментов всегда лежит на менеджере. Идеальным руководителем стать не возможно и не нужно, менеджеру следует «желать» себя таким, какой он есть, и стремиться к самому себе в наилучшем своем варианте.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |