Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15 Лидерство, как психологический феномен




1. Лидерство и руководство в группах

2. Теории происхождения лидерства

3. Стили лидерства по К. Левину

 

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений.

В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции,объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадаю тполностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности,а лидер - на групповые интересы.

Выделяют два аспекта власти - формальный и психологический - в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1)лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руков одительже обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.

Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно.

Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном с лучаеон не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Некоторые социально-психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство - это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

 

К социологическим теориям лидерства относятся: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория.

Теория черт включает идею о том, что лидерство феномен, рождаемый специфическими чертами лидера. В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, как харизма - исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера.

Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер - функция ситуации. Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера. Рассматривают два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы.

Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов:

1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера;

2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях;

3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные (от лат. договор, соглашение) нормы. Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера. Люди, склонные к доминированию в общении,часто здесь выступают в роли лидера;

4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);

5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы.

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей. Лидерство - функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы. Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы.

В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей изучались различные проблемы влияния и руководства. Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий.

В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализо ванных в социальной жизни некоторых влечений человека (3. Фрейд). А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними. В современной социальной психологии популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.

Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком - руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением про блем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании. Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки. При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со срокам. При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации. Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами. Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности. Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.

Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности. Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.

 

 
  «Лучшее – враг хорошего». Народная мудрость «Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого». Солон, Афинский мудрец (ок. 640 - 560 гг. до н.э) «Энни стремилась разложить все эти предметы в идеальном порядке. Она не знала, зачем ей это надо, но знала, что если она этого не сделает, ей будет скверно на душе. Тогда случится что-то ужасное, и все узнают, что она самый никудышный человек на всем белом свете». Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»   Вика, 14 лет. Я скажу вам про самое мое заветное желание. Я хочу быть идеальной. Не просто идеальной. А ИДЕАЛЬНОЙ!   Самой красивой, самой умной. Хочу всё уметь, чтобы всё у меня получалось. Везде. В школе, в спортзале, в любом деле. Крестиком вышивать, автомобилем управлять, задачки по математике решать. Вы можете мне помочь? Я сильная, я справлюсь. Мне кажется надо план составить, и не отступать от него. И всё получится. Аня, 12 лет. Сомневаюсь, переделываю, переписываю. Мне все время кажется, что где-то ошибка, что еще лучше можно было сделать… И так во всем. Посуду мою – несколько раз тарелки перемываю. Упражнение по русскому делаю – каждую строчку несколько раз перечитываю. Если ошибка, или помарка небольшая – бывает, даже страницу переписываю. Я часто куда-нибудь опаздываю – потому что собираюсь долго – умываюсь, причесываюсь, одеваюсь. Очень часто оказывается, что одежда не в порядке, или прическа – и пока я их не исправлю, я не могу из дома выйти… Паша, 15 лет. Вот вы мне объясните, почему вокруг так мало ответственных людей?! Ни на кого положиться нельзя. Берутся за какое-нибудь дело – и не могут его выполнить. Если уж взялся – делай как следует! Ужасно раздражают мои сверстники, которые позволяют себе что-то плохо выполнить. Даже в лучших друзьях я разочаровался из-за этого. Как можно быть такими к себе нетребовательными? Если не можешь – лучше вообще ничего не делать, чем сделать плохо! Рита, 16 лет. Вы понимаете, я не могу позволить себе получить четверку. Это же огромное унижение! Я сама себя уважать перестану, если ниже пятерки отметку получу. Я могу ночь не спать, но я найду способ и заставлю себя все сделать правильно! Любое дело, даже самое незначительное, надо делать на «отлично». Конечно, это тяжело. Иногда мне кажется, что я взвалила на себя непосильный груз../ Но я не бросаю начатое. Я беру на себя много дел и делаю их на «отлично». Заставляю себя, понимаете. Если я совершаю ошибку, то начинаю чувствовать себя неудачницей. Ужасное переживание! Только когда у меня все получается, я могу собой гордиться! Что объединяет этих подростков? Активную, напористую Вику и тревожную (и даже немного депрессивную) Аню? Требовательного к другим Павла и требовательную к себе Риту? Эти молодые люди страдают перфекционизмом – чрезмерным стремлением к совершенству, склонностью предъявлять самим себе и окружающим людям очень высокие требования. Иногда перфекционизм называют «синдромом отличницы» - именно из-за желания всё в жизни делать на «пятерку». Такое поведение более типично для девочек (девушек) из-за их большей лояльности социальным нормам, однако, оно может встречаться и у молодых людей. Каковы проявления перфекционизма? Перфекционизм - личностная черта со сложной психологической структурой. Основные признаки перфекционизма: • Завышенный уровень притязаний и высокая требовательность к себе; • Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»; • Восприятие других людей как требовательных и критикующих; • Постоянное сравнение себя с окружающими; • Оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление); • Фиксация внимания на собственных неудачах и ошибках. Стремясь довести любое дело до идеала, «шлифуя» каждую мелочь, перфекционисты постоянно испытывают сомнения в качестве выполненной работы, крайне чувствительны к критике и практически не имеют возможности испытывать удовлетворение от результатов своей деятельности из-за убеждения, что она выполнена недостаточно хорошо. На практике чрезмерное стремление к совершенству часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих таким высоким требованиям!), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять даже незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (отличные результаты надо постоянно подтверждать!). Вот типичные мысли и убеждения перфекционистов – подростков и взрослых, касающиеся самих себя и их отношения к окружающим: • Работая над чем-нибудь, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства • Быть лучшим — это цель моей жизни. • Люди должны все делать качественно, если они за что-то берутся. • Если я допущу даже маленькую оплошность, окружающие мне этого не простят. • В любом деле нужно выкладываться «по полной программе». • Не нужно оставлять людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве. • Я стараюсь не общаться с людьми, которые ни к чему не стремятся • Мне нужны материальные подтверждения моего успеха. • Меня раздражает, когда люди допускают ошибки в простых делах. • Я не уважаю обычных, ничем не примечательных людей. • Люди, которых я ценю, не должны меня подводить. • Все дела одинаково важны. • Я постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым следующим заданием. • Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе. Как дети и подростки становятся перфекционистами? Перфекционизм может начать формироваться под влиянием семьи уже в детском возрасте. Например, авторитарные родители могут буквально навязывать детям убеждение, что любовь можно заслужить только в том случае, если все их требования будут выполнены на «отлично». Ребенок должен соответствовать родительским ожиданиям и непременно демонстрировать высокие успехи в одобряемой родителями деятельности. Это так называемая «условная любовь», вынуждающая детей ради родительского одобрения стремиться к недостижимому совершенству. Через некоторое время такие дети сами начинают предъявлять к себе чрезмерно высокие требования – «родительский голос» становится их собственным. Чаще всего подобная родительская требовательность связана с их собственными нереализованными потребностями и желанием все-таки воплотить свои мечты в жизнь, «с помощью» детей. На таких детей возлагаются особенные надежды: они должны в своей жизни решить задачи, не решенные родителями, не повторив при этом их ошибок и не сделав своих собственных. Ведь ценой ошибки может стать разочарование и отвержение со стороны самых близких людей. Именно поэтому дети-перфекционисты так часто чувствуют себя плохими, недостойными и несовершенными. Перфекционистов могут воспитать и слишком тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем. Также перфекционисты могут вырасти в «хаотичных» семьях, то есть в семьях, где у детей отсутствует ощущение безопасности окружающего мира. Это семьи с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями. У детей, выросших в таких нестабильных семьях, очень выраженной является потребность как-то упорядочить свою жизнь, взять ее «под контроль». Для достижения этой цели могут использоваться «внешние» средства: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с определенными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так появляется чувство безопасности и компенсируется чувство неуверенности и беспомощности. Чем опасен перфекционизм? Ученые утверждают, что чрезмерное стремление к совершенству сопряжено с хроническим чувством эмоционального дискомфорта, низкой продуктивностью деятельности, риском психических расстройств и даже риском суицидального поведения. На фоне постоянного напряжения весьма вероятно развитие невроза – например, связанного с ситуацией школьного обучения у детей и подростков. Отличники и отличницы попадают в ловушку психологического стереотипа: им кажется, что они всегда должны быть самыми лучшими. При этом нередко отличные оценки становятся самоцелью, а интерес к учебному процессу и саморазвитию может быть потерян. Получение отметки и одобрения становится важнее достижения цели и получения удовольствия от процесса и результата деятельности. Перфекционисты болезненно реагируют на критику, с трудом приспосабливаются к новым условиям; с окружающими людьми они нередко предпочитают не сотрудничать, а соперничать и соревноваться. К сожалению, со временем, из-за этого у них может остаться совсем мало друзей. Рано или поздно все перфекционисты начинают испытывать чувство усталости, тревоги и безнадежности. Часты возникают различные проблемы со здоровьем на фоне хронического стресса и истощения: головные боли, слабость, обострения хронических заболеваний. Научными исследованиями подтверждено, что среди перфекционистов много людей, страдающих серьезными тревожными и депрессивными расстройствами. Как избавиться от перфекционизма? Специалисты советуют следовать следующим рекомендациям: • Следует научиться различать цели по степени их важности, то есть уметь расставлять приоритеты. Существуют цели, достижение которых в данный момент времени по-настоящему важно: например, подготовка к экзамену или к важным соревнованиям. В этом случае действительно следует приложить усилия к достижению цели, не доводя себя, однако, до нервного истощения: цель таким образом не приблизишь. Второстепенные же цели могут и подождать: ничего страшного, если «важный» телефонный разговор, обещанный поход с подругой в магазин и уборка квартиры состояться не сегодня, а через некоторое время. Возможно даже, что некоторые домашние задания по второстепенным предметам будут выполнены не на «отлично», а немного хуже… Планирование времени и составление разумных расписаний помогают распределить свои усилия лучшим образом. • Научиться расслабляться. Для сохранения физического и эмоционального здоровья совершенно необходимо научиться чередовать напряжение и отдых. Сон и другие формы восстановления сил – это не пустая трата времени. Иногда бывает очень трудно остановить привычный напряженный ритм жизни. Возможно, в этом случае помогут специальные техники расслабления и релаксации. Главное – осознать важность отдыха и выделить для этого специальное время. Иногда приходится заново учиться распознавать у себя состояния напряжения и усталости и воспринимать их как сигналы о необходимости отдыха. Могут помочь следующие формулы для самовнушения: «Я принимаю и люблю себя такого, как я есть», «Мне приятно время от времени расслабляться»… • Перестать сравнивать себя с другими людьми. Это еще одна ловушка перфекциониста: ведь всегда найдется кто-то, кто выполнит задание (справится с каким-то делом) лучше. Это не должно быть поводом для страданий: невозможно превзойти всех во всех областях. Друзья нужны не для того, чтобы с ними соревноваться, а для того, чтобы можно было с ними разделять свои интересы и увлечения, горести и радости. Важно осознавать и ценить собственную уникальность и уникальность других людей. Тогда появится возможность радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую, нормальную часть жизни. • Поверить в то, что можно сохранить хорошие отношения с родителями, даже не соответствуя их ожиданиям. Конечно, для подростка это сложная задача. Обычно в этих случаях подросток или «воюет» со своими родителями, доказывая право на собственные взгляды и поступки, или «опускает руки», отказываясь от любых достижений, или … становится перфекционистом, все-таки пытаясь заслужить родительскую любовь и одобрение. Это непростая задача – стать самим собой, не вступив в конфликт с родителями, имеющими на этот счет другое мнение. Однако, спокойное, ответственное следование своим целям и доброжелательное отстаивание своей позиции может дать хорошие результаты. Впрочем, не все советы требовательных родителей направлены против подростка! Как правило, имеет смысл искать золотую середину. • Хвалить себя. Перфекционисты часто испытывают чувство вины за то, что оказались недостаточно хороши, не оправдали чьих-то ожиданий. Хроническое чувство вины связано с пониженной самооценкой и может привести к еще большему напряжению. Очень важно научиться видеть в себе не только недостатки, но и достоинства (причем, не связанные с достижениями и успешностью). Важно быть более снисходительными к недостаткам и чаще напоминать себе о своих достоинствах. Надо научиться относится к себе с большей симпатией. • Научиться получать удовольствие от жизни. Каждый может выбрать себе занятия для души – занятия для получения удовольствия, а не ради достижения результатов. Чтение развлекательных книг, прогулки в одиночестве, поездки «на природу», занятия музыкой, рисованием, физкультурой или танцами… Самое главное – сосредоточиться не на оценке собственных достижений и полезности проведенного времени. Очень важно время от времени просто наслаждаться жизнью, чувствуя себя при этом не преступником, теряющим время, а человеком, которому доступны многие радости. ……….. «К концу недели Энни оставляла уже шесть предметов в беспорядке на своем письменном столе. … «Странно, - сказала она. – Я так увлеклась этой игрой, что совсем перестала беспокоиться…. Утром я просто перемешала все эти предметы на столе и ушла в школу. Меня совсем не волнует то, что они лежат не на своих обычных местах!». – «Это потрясающе»! – воскликнула Фея-крестная. – Я в самом деле горжусь тобой». – «Я тоже», - сказала Энни в ответ и расплылась в улыбке. Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя» Психологи советуют перфекционистам следовать следующим рекомендациям:
  • Научиться различать цели по степени их важности, расставлять приоритеты и распределять свои усилия лучшим образом.
  • Научиться расслабляться. Для сохранения физического и эмоционального здоровья чередовать напряжение и отдых.
  • Перестать сравнивать себя с другими людьми. Осознавать и ценить собственную уникальность и уникальность других людей. Радоваться и своим, и чужим успехам, не ругая себя за неудачи, а воспринимая их как неотъемлемую, нормальную часть жизни.
  • Хвалить себя. Научиться видеть в себе не только недостатки, но и достоинства, не связанные с достижениями и успешностью. Стать более снисходительными к недостаткам и чаще напоминать себе о своих достоинствах.
  • Научиться получать удовольствие от жизни. Найти себе хобби, занятия для души — ради получения удовольствия, а не ради достижения результатов
Тема 16. Управление впечатлениями о себе: аттракция, ассертивность, фасцинация 1. Аттракция 2. Ассертивность 3. Фасцинация Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как аттракция, ассертивность и фасцинация. Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы. Внешние факторы аттракции. К ним относятся: 1. потребность в аффилиации [от англ. affiliate — соединять(ся), связывать(ся)] — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как другие понимают рефлексирующего человека, его личностные особенности, умственные способности, поведенческие и эмоциональные (экспрессивные) реакции. При этом наше внимание как бы одновременно переносится с партнера на нас самих и происходит некоторое своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.
  • Я — какой я есть;
  • Я — каким я вижу самого себя (самооценка);
  • Я — глазами других (партнер по взаимодействию).
Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха. 2. Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. 3.Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи. Внутренние факторы аттракции. Большинство специалистов убеждены, что в основе аттракции лежит внешняя привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Вместе с тем связь между внешней привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает. Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:
  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством такта и юмора;
  • ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
  • веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • уверены в себе, дружелюбны, контактны;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;
  • умеют работать в команде, радуются чужим успехам;
  • приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).
Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека. 2. Ассертивность Одним из врожденных свойств, присущих человеку, является стремление удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Большинство людей хотят, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для противников, встречается не часто и поэтому очень высоко ценится в деловом мире, являясь важной составляющей конструктивного имиджа. Такой способ поведения называется ассертивным. Он предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в конкретной ситуации), и может это четко сформулировать. Ассертивность означает уверенное поведение, умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Отсутствие ассертивности может помешать деловому человеку достичь цели и снизить его самооценку. Ассертивное поведение означает умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях. Различие между ассертивным, пассивным и агрессивным поведением состоит не в чувствах, стоящих за вашей реакцией, а в способе реагирования на события. Так, пассивная реакция выражает послание «Я не важен, а вы важны», а агрессивная реакция выражает послание «Я важен, а вы ничто», ассертивный ответ выражает послание «Я важен, вы важны, мы оба важны». Из сказанного очевидно, что для формирования позитивного имиджа целесообразно развивать в себе черты ассертивного поведения. Характеристики ассертивного поведения: - Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах - Ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений. - Ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть восприняты как проявление скрытности или неуверенности. - Ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе. - Ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности. Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, как уже было отмечено, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством приемов эмоционального шантажа. 3. Фасцинация Фасцинация (от англ. fascination — восхищение, увлечение) — специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления. Необходимо понимать, что доверительность при взаимодействии, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера. Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой стадией доверительного взаимодействия является формирование позитивного образа человека. На второй стадии формируются необходимые для эффективного взаимодействия межличностные отношения: - достижение согласия; - получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или знака внимания; - стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение. На следующей стадии взаимодействия вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач, единый для партнеров стиль деятельности. Кроме того, в процессе взаимодействия происходит обмен личностными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей каждого, появляется потребность соотносить свои личные цели с целями партнера, организации, с действиями других людей. Важным свойством успешного человека является умение вызывать к себе доверие. Имидж, не вызывающий доверия, воспринимается негативно. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег и невыполнением взятых на себя обязательств. Для того чтобы вызвать доверие собеседника и сформировать собственный благоприятный имидж, придерживайтесь предложенных ниже тактических действий: - имейте как можно больше информации по теме общения; - хорошо обдумывайте то, что вы хотите сказать участникам взаимодействия; - выполняйте свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладывайтесь в регламент, демонстрируйте контактность; - чаще улыбайтесь, будьте дружелюбны, открыты, аккуратны и опрятны в одежде, ходите и сидите прямо; - развивайте представительные и презентационные умения, выражайте положительный эмоциональный настрой; - не бойтесь просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушивайтесь к советам других; - приспосабливайте свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу); - наблюдайте за другими людьми изучая что впечатляет и восхищает вас в других людях и других людей в вас.    
     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.