КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Конспект лекций подготовлен доктором педагогических наук, профессором Федосовым А.Ю
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Конспект лекций (Часть 2)
Специальность № 050202.65 – ИНФОРМАТИКА
Москва 2010
ББК Ф-32 Конспект лекций подготовлен доктором педагогических наук, профессором Федосовым А.Ю.
Рецензенты: 1. Директор института информатизации образования МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор технических наук, профессор Ваграменко Я.А. 2. Профессор кафедры социальной и педагогической информатики РГСУ, доктор педагогических наук, профессор Первин Ю.А.
ã Федосов А.Ю., 2010
Данный конспект лекций соответствует курсу «Теория и методика обучения информатике» по специальности № 050202.65 – ИНФОРМАТИКА в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС 2005 г.). Материал темы 8 (разделы 8.1, 8.4, 8.5) с существенными дополнениями соответствует аналогичным главам учебного пособия «Методика обучения информатике» М.П. Лапчика, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, вышедшего в 2001 году в издательском центре «Академия» (Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ.пед.вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.). Материал разделов 8.2, 8.3 и тем 7 и 11 разработаны профессором кафедры социальной и педагогической информатики А.Ю. Федосовым. При работе над темой 11 были использованы материалы учебного пособия Панюковой С.В. «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» (Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учеб. пособие для студ.пед.вузов / С.В. Панюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.). Материал для темы 10 предоставлен доцентом кафедры социальной и педагогической информатики А.Г. Рапуто.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 7. Методическая система учителя информатики................................................................ 6 7.1. Методическая система учителя.......................................................................................... 6 7.2. Методика системного анализа урока и оценки эффективности проведенного урока информатики...................................................................................................................................................... 11 Тема 8. Организация обучения информатике в школе................................................................ 14 8.1. Формы и методы обучения информатике......................................................................... 14 8.2. Турнирные и соревновательные формы школьных проектов........................................ 28 8.3. Организация проверки и оценки результатов обучения по информатике................... 33 8.4. Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение...................................................................................................................................................... 37 8.5. Организация работы в кабинете вычислительной техники........................................... 40
ТЕМА 7. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
7.1. Методическая система учителя
Личностно-ориентированная парадигма образования, изменяющиеся требования государственного стандарта требуют от современного специалиста – учителя информатики, глубокопрофессионального знания своего предмета и умения легко ориентироваться в инновациях психолого-педагогической науки и внедрять соотвествующие технологии в процесс преподавания своего предмета. Опираясь на работы В.М. Монахова рассмотрим такую педагогическую категорию, как «методическая система учителя». Методическая система (по Н.В. Кузьминой[1]) представлена во взаимосвязи с педагогической и дидактической системами (рис.7.1). Рис. 7.1. Взаимосвязь систем Требованиями государственного образовательного стандарта и социальным заказом общества задаются цели, определяющие педагогическую систему.
Рис. 7.2. Методическая система обучения
Рассмотрим элементы методической системы обучения. Цель, как системообразующий компонент, определяет функции всех остальных. При формулировке целей как носителя методической функции необходимо учитывать следующее: — язык целеполагания должен быть доступен и понятен как учителю, так ученику и родителям (точность и понятность формулировок); — при конструировании формулировок целей используются только структурные элементы языка целеполагания (основными структурными элементами языка целеполагания являются служебные слова: «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику»; тело цели: осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними); — требования стандарта представлены на языке целей (методическое мастерство учителя проявляется в чётком и ясном видении требований образовательного стандарта на языке целей: видение нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели); — при формулировании цели обеспечивается её диагностируемость (устанавливается факт достижения обучаемым цели обучения); — строго соблюдается последовательность процедур при целеполагании. Методы обучения — «это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение целей образования»[2]. Методы обучения должны рассматриваться как способы организации учебного материала и взаимодействия обучающего и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач. Средства обучения (например, учебно-познавательные задачи, игра, информационная технология, проблемное обучение, диалог и т.п.) выполняют методическую функцию, если учитель совместно с учениками организует учебно-воспитательный процесс. Самый подверженный изменениям компонент методической системы обучения — «цели»; методы коррелируют со средствами обучения; самым консервативным является компонент «оргформы учебного процесса». Содержание образования определяется целями. Устойчивость системы нарушается при трансформации организационных форм. При введении в методическую систему обучения учителя как личности происходит «замыкание» всех связей между её компонентами. Методическая система учителя строится и действует как открытая динамичная система, способная изменяться под влиянием внешних воздействий, принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. Под методической системой учителя понимается совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методический стиль учителя и организационные формы, необходимые для проектирования целенаправленного, продуктивного и строго определённого педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса. Признаки методической системы учителя таковы: 1) полнота компонентов, обеспечивающих достижение цели; 2) наличие и определённость связей и зависимостей между компонентами; 3) наличие ведущего звена, ведущей идеи, обеспечивающих объединение компонентов; 4) появление у компонентов системы общих качеств.
Представим структуру методической системы учителя.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |