Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок и его противоречия




 

Итак, будем рассматривать урок как основную структурную единицу учебного процесса в школе: из уроков строятся темы, темы объединяются в курсы, из курсов строится учебный процесс. Такие качества урока, как:

· коллективизм в учебной деятельности;

· постоянство состава обучаемых групп;

· относительно стабильный состав педагогов;

· предметная система обучения и предметное содержательное наполнение;

· относительная структурная законченность определенного цикла обучения;

· логичное и естественное средство структурирования учебного процесса;

позволяют оценить урок как одно из замечательных изобретений в дидактике. И, хотя урок как структурная форма учебного процесса известен почти полтысячелетия, хотя все чаще и чаще он подвергается в последние годы критике, хотя известны и другие формы учебных занятий, несмотря на все это урок до сих пор остается главной и эффективной формой обучения в школе.

Тем не менее, адресуясь к учителю, важно отметить те внутренние противоречия, которые присущи уроку. Они сведены в таблицу 1.

 

Таблица 8.1. Основные противоречия урока

 

Коллективное обучение → ← Индивидуальный характер овладения знаниями и развития
Регулярность прямой связи «учитель- ученик» → ← Нерегулярность обратной связи
Развитие практической активности → ← Вербальные методы
Нестандартный объем учебной информации → ← Порционированное время – 45 минут

 

Противоречие между коллективным способами организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого учащегося требует поисков усредненных вариантов обучения и использования дополнительных способов педагогической работы (консультаций, индивидуальных бесед) для наиболее слабых и для наиболее сильных школьников.

Возникающее в ходе урока противоречие между регулярностью прямой связи от учителя к ученику и эпизодичностью обратной связи от ученика к учителю: ученики постоянно, систематически получают от учителя информацию в виде заданий, указаний, тогда как учитель выборочно контролирует учеников, получая информацию об их успехах и неудачах. Информация, полученная по каналу обратной связи, ещё требует предварительной обработки, прежде чем она будет использована в оперативной деятельности учителя. Существенно снижается управляемость учебным процессом, повышается число ошибок, просчетов и непопаданий в «зону ближайшего развития».

Противоречие между задачами разных форм активности учащегося, включая творческий труд, и вербальным характером обучения ощутимо ограничивает возможности учителя. Только заставляя детей слушать, читать, решать задачи, трудно обеспечить формирование практической деятельности учащихся на уроке.

Противоречие между объемом конкретного учебного материала и стандартной длительностью урока порождает искусственные усложненные формы занятий типа сдвоенных уроков, когда одному из предметов выделяется больше времени, чем другому.

Для обеспечения эффективности урока, учитель постоянно искать способы разрешения этих основных противоречий. Многомерность такого поиска делает задачу учителя, с одной стороны, творческой, но, с другой – сложной и трудно регламентируемой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.