КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Термины, обозначающие бедствия ПО
Ошибки, дефекты и другие насекомые
Появление слова "жучок" в предыдущем анализе нарушений утверждений - хороший повод прояснить терминологию. Э. Дейкстра полагал, что появление термина "жучок" связано с жалкой попыткой программистов обвинить кого-то в том, что ошибка "закралась" в программу со стороны, пока программисты занимались делом, - как будто не разработчики повинны в ошибках. И все же термин прижился, возможно, из-за эмоциональной окраски и понятности. И в этой книге он свободно используется, но следует дополнить его более специфическими (и более нудными) терминами для случаев, когда необходима более строгая классификация ошибок. Ошибка (Error) - неверное решение, принятое при разработке программной системы. Дефект (Defect) - свойство программной системы, которое может стать причиной отклонения системы от намеченного поведения. Неисправность (Fault) - событие в программной системе, приведшее к отклонению от нормального поведения в процессе одного из запусков системы. Причинные связи понятны: неисправности порождаются дефектами, являющиеся, в свою очередь, результатом ошибок. "Жучок" обычно имеет смысл дефекта ("а вы уверены, что в вашей программе не осталось жучков"?). Такова его интерпретация в этой книге. Но в неформальных обсуждениях он может появляться и как ошибка и как неисправность.
Работа с утверждениями
Давайте займемся дальнейшим исследованием предусловий и постусловий, рассматривая понятные элементарные примеры. Утверждения, некоторые простые, другие более детальные, будут проникать во все примеры в последующих лекциях.
Класс стек
Поставляемый с утверждениями класс STACK был оставлен пока в схематичной форме (STACK1). Теперь на суд предстанет полная версия, включающая реализацию.
Для написания эффективного класса необходимо задать реализацию. В качестве таковой выберем реализацию стека на базе массива, уже обсуждавшаяся при рассмотрении АТД в шестой лекции. Рис. 11.2. Реализация стека на базе массива Массив, названный representation, имеет границы 1 и capacity: реализация использует также целочисленный атрибут count, отмечающий вершину стека. Заметьте, после того, как мы откроем для себя наследование, появится возможность писать классы с отложенной реализацией, что позволит покрывать несколько возможных реализаций, а не одну конкретную. Даже для класса c фиксированной реализацией, например, как здесь на базе массива, мы будем иметь возможность строить его как потомка родительского класса Array. В данный момент никакие методы наследования применяться не будут. Вот он класс. Остается напомнить, что для массива a операция, присваивающая значение x его i -му элементу, записывается так: a.put(x,i). Получить i -й элемент можно так: a.item(i) или a @ i. Если, как здесь, границы заданы, то i во всех случаях лежит между этими границами: 1<= i <= capacity.
indexing description: "Стеки: Структуры с политикой доступа Last-In, First-Out % % Последний пришел - Первый ушел, и с фиксированной емкостью" class STACK2 [G] creation make feature - Initialization (Инициализация) make (n: INTEGER) is -- Создать стек, содержащий максимум n элементов require positive_capacity: n >= 0 do capacity:= n create representationlmake (1, capacity) ensure capacity_set: capacity = n array_allocated: representation /= Void stack_empty: empty end feature - Access (Доступ) capacity: INTEGER -- Максимальное число элементов стека count: INTEGER -- Число элементов стека item: G is -- Элемент на вершине стека require not_empty: not empty -- i.e. count > 0 do Result:= representation @ count end feature -- Status report (Отчет о статусе) empty: BOOLEAN is -- Пуст ли стек? do Result:= (count = 0) ensure empty_definition: Result = (count = 0)
end full: BOOLEAN is -- Заполнен ли стек? do Result:= (count = capacity) ensure full_definition: Result = (count = capacity) end feature -- Element change (Изменение элементов) put (x: G) is -- Добавить элемент x на вершину require not_full: not full -- т.е. count < capacity в этом представлении do count:= count + 1 representation.put (count, x) ensure not_empty: not empty added_to_top: item = x one_more_item: count = old count + 1 in_top_array_entry: representation @ count = x end remove is -- удалить элемент вершины стека require not_empty: not empty -- i.e. count > 0 do count:= count - 1 ensure not_full: not full one_fewer: count = old count - 1 end feature NONE -- Implementation (Реализация) representation: ARRAY [G] -- Массив, используемый для хранения элементов стека invariant ... Будет добавлен позднее... end
Текст класса иллюстрирует простоту работы с утверждениями. Это полный текст, за исключением предложений invariant, задающих инварианты класса, которые будут добавлены позднее в этой лекции. Давайте исследуем различные свойства класса. Это первый законченный класс этой лекции, не слишком далеко отличающийся от того, что можно найти в профессиональных библиотеках повторно используемых ОО-компонентов, таких как Базовые библиотеки. Одно замечание о структуре класса. Поскольку класс имеет более двух-трех компонентов, возникает необходимость сгруппировать его компоненты подходящим образом. Нотация позволяет реализовать такую возможность введением множества предложений feature. Это свойство группировки компонентов, введенное в предыдущей лекции, использовалось там, как способ задания различного статуса экспорта компонентов. И здесь в последней части класса, помеченной Implementation, это свойство используется для указания защищенности компонента representation. Но преимущества группирования можно использовать и при неизменном статусе экспорта. Его цель - сделать класс простым при чтении и легче управляемым, группируя компоненты по категориям. После каждого ключевого слова feature появляется комментарий, называемый комментарий к предложению Feature (Feature Clause Comment). Он позволяет дать содержательное описание данной категории - роль компонентов, включенных в этот раздел. Категории, используемые в примере, те же, что и при описании класса STACK1 с добавлением раздела Initialization с процедурой создания (конструктором). Стандартные категории feature и связанные с ними комментарии к предложениям Feature являются частью общих правил организации повторно используемых библиотек классов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |