Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, обозначающие бедствия ПО

Ошибки, дефекты и другие насекомые

 

Появление слова "жучок" в предыдущем анализе нарушений утверждений - хороший повод прояснить терминологию. Э. Дейкстра полагал, что появление термина "жучок" связано с жалкой попыткой программистов обвинить кого-то в том, что ошибка "закралась" в программу со стороны, пока программисты занимались делом, - как будто не разработчики повинны в ошибках. И все же термин прижился, возможно, из-за эмоциональной окраски и понятности. И в этой книге он свободно используется, но следует дополнить его более специфическими (и более нудными) терминами для случаев, когда необходима более строгая классификация ошибок.

Ошибка (Error) - неверное решение, принятое при разработке программной системы.

Дефект (Defect) - свойство программной системы, которое может стать причиной отклонения системы от намеченного поведения.

Неисправность (Fault) - событие в программной системе, приведшее к отклонению от нормального поведения в процессе одного из запусков системы.

Причинные связи понятны: неисправности порождаются дефектами, являющиеся, в свою очередь, результатом ошибок.

"Жучок" обычно имеет смысл дефекта ("а вы уверены, что в вашей программе не осталось жучков"?). Такова его интерпретация в этой книге. Но в неформальных обсуждениях он может появляться и как ошибка и как неисправность.

 

 

Работа с утверждениями

 

Давайте займемся дальнейшим исследованием предусловий и постусловий, рассматривая понятные элементарные примеры. Утверждения, некоторые простые, другие более детальные, будут проникать во все примеры в последующих лекциях.

 

Класс стек

 

Поставляемый с утверждениями класс STACK был оставлен пока в схематичной форме (STACK1). Теперь на суд предстанет полная версия, включающая реализацию.

Для написания эффективного класса необходимо задать реализацию. В качестве таковой выберем реализацию стека на базе массива, уже обсуждавшаяся при рассмотрении АТД в шестой лекции.

Рис. 11.2. Реализация стека на базе массива

Массив, названный representation, имеет границы 1 и capacity: реализация использует также целочисленный атрибут count, отмечающий вершину стека. Заметьте, после того, как мы откроем для себя наследование, появится возможность писать классы с отложенной реализацией, что позволит покрывать несколько возможных реализаций, а не одну конкретную. Даже для класса c фиксированной реализацией, например, как здесь на базе массива, мы будем иметь возможность строить его как потомка родительского класса Array. В данный момент никакие методы наследования применяться не будут.

Вот он класс. Остается напомнить, что для массива a операция, присваивающая значение x его i -му элементу, записывается так: a.put(x,i). Получить i -й элемент можно так: a.item(i) или a @ i. Если, как здесь, границы заданы, то i во всех случаях лежит между этими границами: 1<= i <= capacity.

 

indexing

description: "Стеки: Структуры с политикой доступа Last-In, First-Out %

% Последний пришел - Первый ушел, и с фиксированной емкостью"

class STACK2 [G] creation

make

feature - Initialization (Инициализация)

make (n: INTEGER) is

-- Создать стек, содержащий максимум n элементов

require

positive_capacity: n >= 0

do

capacity:= n

create representationlmake (1, capacity)

ensure

capacity_set: capacity = n

array_allocated: representation /= Void

stack_empty: empty

end

feature - Access (Доступ)

capacity: INTEGER

-- Максимальное число элементов стека

count: INTEGER

-- Число элементов стека

item: G is

-- Элемент на вершине стека

require

not_empty: not empty -- i.e. count > 0

do

Result:= representation @ count

end

feature -- Status report (Отчет о статусе)

empty: BOOLEAN is

-- Пуст ли стек?

do

Result:= (count = 0)

ensure

empty_definition: Result = (count = 0)

end

full: BOOLEAN is

-- Заполнен ли стек?

do

Result:= (count = capacity)

ensure

full_definition: Result = (count = capacity)

end

feature -- Element change (Изменение элементов)

put (x: G) is

-- Добавить элемент x на вершину

require

not_full: not full -- т.е. count < capacity в этом представлении

do

count:= count + 1

representation.put (count, x)

ensure

not_empty: not empty

added_to_top: item = x

one_more_item: count = old count + 1

in_top_array_entry: representation @ count = x

end

remove is

-- удалить элемент вершины стека

require

not_empty: not empty -- i.e. count > 0

do

count:= count - 1

ensure

not_full: not full

one_fewer: count = old count - 1

end

feature NONE -- Implementation (Реализация)

representation: ARRAY [G]

-- Массив, используемый для хранения элементов стека

invariant

... Будет добавлен позднее...

end

 

 

Текст класса иллюстрирует простоту работы с утверждениями. Это полный текст, за исключением предложений invariant, задающих инварианты класса, которые будут добавлены позднее в этой лекции. Давайте исследуем различные свойства класса.

Это первый законченный класс этой лекции, не слишком далеко отличающийся от того, что можно найти в профессиональных библиотеках повторно используемых ОО-компонентов, таких как Базовые библиотеки. Одно замечание о структуре класса. Поскольку класс имеет более двух-трех компонентов, возникает необходимость сгруппировать его компоненты подходящим образом. Нотация позволяет реализовать такую возможность введением множества предложений feature. Это свойство группировки компонентов, введенное в предыдущей лекции, использовалось там, как способ задания различного статуса экспорта компонентов. И здесь в последней части класса, помеченной Implementation, это свойство используется для указания защищенности компонента representation. Но преимущества группирования можно использовать и при неизменном статусе экспорта. Его цель - сделать класс простым при чтении и легче управляемым, группируя компоненты по категориям. После каждого ключевого слова feature появляется комментарий, называемый комментарий к предложению Feature (Feature Clause Comment). Он позволяет дать содержательное описание данной категории - роль компонентов, включенных в этот раздел. Категории, используемые в примере, те же, что и при описании класса STACK1 с добавлением раздела Initialization с процедурой создания (конструктором).

Стандартные категории feature и связанные с ними комментарии к предложениям Feature являются частью общих правил организации повторно используемых библиотек классов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип Нет-Избыточности | Императив и аппликатив (применимость)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.