КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новое время
Три основные направления: Эмпиризм, рационализм и сенсуализм. Эмпиризм – философия НАУЧНОГО опыта. Большинство представителей эмпиризма, начиная с Нового времени, оказываются идеалистами. Опыт не всегда является показателем реальности. Опыт для них является идеей научного опыта. Эмпирическая философия оборачивается идеализмом прежде всего потому, что в этой философии главную роль играет не только опыт, но прежде всего идея научного опыта. Это означает, что опытное познание приобретает абсолютное значение и что все научное познание сводится только к возможности постановки опыта. То есть познание есть там, где есть возможность провести опыт, а где нет возможности – познания нет. Бэкон 1561- 1626. Стоит между Возрождением и философией Нового времени. Политически влиятельный человек. Попался на взятках и его отправили в ссылку в свое поместье. Там он начал заниматься наукой. Первым начал ставить опыты по замораживанию, пытался изобрести холодильные установки. Умер от простуды. Его произведение – «Новый органон». Органон – это инструмент для познания. Он хочет выдвинуть новый тип познания. Наука на протяжении полутора тысяч лет развивалась под влиянием Аристотеля. Бэкон выступает с критикой философии Аристотеля. Поэтому он выдвигает новый тип науки, или новый тип философии, который называется эмпиризмом – философией научного опыта. Под эмпиризмом Бэкон имеет в виду индуктивные исследования. Индукция – «Мы извлекаем не практику из практики и опыты из опытов, а причины и аксиомы из практики и опытов, и из причин и аксиом снова практику и опыты, как законные толкователи природы». То есть сначала идут частные факты (выборка), потом делается теоретическое обобщение на основе небольшого класса этих фактов, и затем на основании этого теоретического обобщения мы возвращаемся к частным фактам и распространяем их на весь класс фактов. Философия рационализма. Рене Декарт. 1596-1650. Ставит вопрос, есть ли одна общая черта, которая объединяет все объекты материального мира? Все объекты обладают протяженностью. Мышление никакого протяжения в себе не содержит. Каким образом мышление совмещается с реальностью? Отношение мышления к объектам. Отсюда возникает его дуалистическая философия. Есть Ø Протяженные вещи Ø Непротяженное мышление Декарт выдвигает свой аргумент, связанный с сомнением. Когда ученый изучает тот или иной объект, он должен сомневаться во всем, но он не может сомневаться в своем факте сомнения. Потому что, если ученый начинает сомневаться в своем факте своего сомнения, тогда он начнет сомневаться в сомнении сомнения и т д.. Однако под сомнением Декарт понимает сомнение в науке, которое обычно связано с математическими исследованиями. Сомнение – это мышление. Отсюда преобладание рационального мышления над эмпирическим. Главное положение: «Мыслю, следовательно существую». Под мышлением Декарт понимает математическое мышление, или математизацию действительности. Я математизирую, значит я существую. Существование (жизнь) ставится в полную зависимость от математического мышления. Существование, оказываясь как бы вторичным по отношению к математизации, к мышлению, дает очень много положительного в отношении технического прогресса. Одновременно человек начинает восприниматься человеком только как следствие математизации.
Спиноза 1632-1677. Бог понимается как субстанция, первооснова. Бог только сообразно понятием толпы и только вследствие дефекта в мышлении изображается как законодатель или властитель и называется справедливым, милосердным. В действительности бог действует и управляет всеми только вследствие своей природы и совершенства, и его решения всегда заключают в себе необходимость. Бог - это необходимость. Абсолютное благо. Если бог совершенен, значит он действует по природе своего совершенства. Необходимость божественная - это и есть свобода. То есть разницы между необходимостью и свободой у бога не существует. Вывод: различия между необходимостью своей благой и несовершенной природы и свободой у бога не существует, поэтому на уровне бога свобода тождественна необходимости (различие между свободой и необходимостью не существует). Отрицание различия между свободой и необходимостью приводит к монистическому взгляду – отсутствия противопоставления необходимости и свободы. Поэтому Спиноза не видит противоречие между своей философией и библией. «Познайте истину и истина сделает вас свободными». Задача Спинозы: преодолеть дуализм Декарта и прийти к единству. Если мы будем рассуждать исходя из единства, то проблема двойственности исчезнет. У Спинозы нет различий между природой и богом.
Просвещение. Термин означает «божественный свет». Основные идеи: - естественное право. Права человека по природе (я равный любому другому). Закон и право - разные вещи. В естественном праве нет законов, которые бы защищали определенную личность. - идея общественного договора. Два условия: 1. добровольное делегирование своих прав. 2. Общее может быть только тогда, когда оно свободное - отрицание феодальной собственности - отрицание церкви как государственного института. Церковь впервые отделяется от государства, но вера не отрицается. Жан Жак Руссо. 1712-178 Главная мысль - возвратиться к естественному праву, которое сделает отношения нормальными. Выступает против больного общества. Считает, что частный характер собственности разъединяет людей и превращает отношения в неестественные. «Наука и искусство это цветы на железных цепях цивилизации». Наука и искусство приобрели искусственный характер и он против этого. Плохо относится к театру, но хорошо к народным зрелищам. Против того, чтобы искусство замыкалось само в себе. Вольтер. Выступает за идеи общественного прогресса, основанного на просвещенной монархии и развитии науки. Дидро. Материализм Дидро - это научный материализм, или материализм, который лежит в основе научного знания. Наука должна стоять на основе материализма. Является основателем энциклопедий. Основой знания является материальный фактор. Для того времени это была прогрессивная мысль. Немецкая классическая философия. На ее формирование оказало огромное влияние протестанство. Лютер сформировал такое учение, что у каждого человека есть свой путь к богу. Без церкви. Все представители – протестанты. Кант 1724-1804. Представитель субъективного идеализма. Два периода в творчестве- докритический и критический Познание у Канта – это система трансцендентальной апперцепции. Восприятие на основе опыта, в то время как идея самого опыта находится в сознании человека. Научный опыт существует в сознании человека до ощущения, а не берется из него. Ставит три вопроса. 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? (вопрос о ценностях) 3. На что я могу надеяться 1.Отвечая на первый вопрос, пишет критику чистого знания. Он одним из первых ставит вопрос об инструментах научного познания, то есть о методологии научного познания. Выдвигает антиномии, то есть противоречия. Тем самым он показывает, что формальная логика исчерпала себя. Если мы пользуемся формальной логикой, то мы можем доказать противоположные вещи. Антиномии: существует бог или не существует; материя конечна и материя бесконечна; в мире царствует свобода или необходимость; в мире царствует добро или зло. Все научные положения связаны с тем или иным типом пространства и времени. Пространство – внешняя упорядоченность явлений и предметов при одновременном отсутствии абсолютной точки отсчета. Время – это внутренняя упорядоченность явлений, в которой также отсутствует точка отсчета. Считает, что в пространстве нельзя найти абсолютного начала. Приходит к выводу, что в науке могут быть познаны только «вещи для нас» в категории пространства и времени. «Вещи сами по себе» (независимые от категории пространства и времени) человеком никогда познаться не смогут. Был агностиком, то есть отрицал познавание мира, каков он есть сам по себе. 2 Категорический императив. Это правила жизни. Право – это право вообще. В основании его – справедливость. Закон только тогда закон, когда он правовой. Право и закон – разные вещи. Человек должен руководствоваться нормами права и стремится разрушать закон, если он основан не на справедливости. 3 Кант превращает религию в форму морали. Кант является родоначальником сакрализации религии (когда религия лишается своего священного основания). Он не против религии. Она признается им. В этом его парадокс. Он убирает первую заповедь, в которой говорится всем сердцем возлюбить бога.
Познание у Канта - система трансцендентальной апперцепции. Означает восприятие на основе опыта, в то время как идея самого опыта находится в сознании человека. Идея опыта, которая накладывается на действительность. Научный опыт у канта существует в сознании человека до ощущения, а не берется из ощущения. Под термином трансцендентальный идеализм» имеется в виду то, что познается не мир сам по себе, а такой способ организации мира, который человек представляет себе в категориях пространства и времени.
Гегель. 1770-1831 Ø Принцип развития. Окончательной истины нет. Истина только в развитии. Ø Имплицитный (внутренне присущий) характер противоречия. Ø Противоречие носит внутренний характер. Единство метода и содержания. Метод не является чем-то отдельным от содержания, он проявляет себя в развитии самого содержания. Само развитие содержания и есть метод. Гегель выдвигает три закона диалектики, которые действуют только в сфере науки. Поскольку он признавал развитие только в сфере развития науки, то его философию называют научным идеализмом.
Закон единства и борьбы противоположностей Закон отрицания отрицания Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
1. Три этапа. Первый – тезис. Второй – антитезис. Третий – синтез – новое явление. Явление едино, внутри явления развивается противоречие, они вступают в борьбу и возникает новое явление. Сам процесс растворения единого на противоположности выражает сущность развития. Противоречие, а не противоположность – суть данного закона. Ни противоречие, ни единство нельзя отделить друг от друга.
2. Закон отрицания отрицания говорит о так называемом «снятии», в котором всегда в определенном смысле происходит восстановление на более высоком уровне того, что отрицалось сначала. Этот закон включает два этапа: А) зарождение внутреннего отрицания предыдущего явления и Б) отрицание этого отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – это то, что делает предмет именно таким, а не другим. Мышление делает человека человеком. Качество выражает целостность и устойчивость структуры предмета. Количество – это однородность качества. Мера - определенное соотношение кол-ва и качества, при котором с изменением количества не нарушается качества предмета.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |