Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Русская философия




1. История философской мысли в России. Основные черты русской философии.

2. Славянофильство и западничество как идейные направления в философии России XIX века.

3. Философия всеединства В.С. Соловьева.

4. Русская философия ХХ века.

1. История философской мысли в России. Основные черты русской философии.

Философская мысль в России зародилась в 11 в. под влиянием принятия в 988 г. и развития христианства и была связана с обоснованием особого предназначения православной Руси для всей мировой цивилизации. Например, игумен Филофей создал учение о третьем Риме, т.е центре мировой цивилизации, роль которого отводил Москве. Согласно данному учению первый Рим пал – Римская империя, второй Рим пал – Византия, третий Рим стоит – Россия. Четвертому Риму – не бывать. Вплоть до Петра 1 русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии.

Реформы Петра 1 способствовали усвоению западноевропейской философии, идей Вольтера, Якоба Беме, Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга. Одновременно продолжалось развитие русской религиозной философии.

В 40 –х – 60-х гг. 19 в. философия России развивалась в условиях противоборства двух тенденций: славянофилов и западников.

Славянофилы акцентировали внимание на самобытности русской мысли и неповторимом своеобразии русской духовной жизни. Западники стремились вписать Россию в процесс развития европейской культуры, они считали, что Россия должна пойти по западному пути развития, отстала от Запада и должна пройти тот же исторический путь, ориентируясь на западную модель развития. Они поддерживают изученные нами философские направления запада.

После социалистической революции насильно был положен конец многообразию философских направлений и школ. Единственно верной была признана философия диалектического материализма. Хотя некоторые философы продолжали свою работу в эмиграции, в социалистической России монопольное положение в философии заняла марксистско-ленинская линия.

Характерные черты русской философии:

1. Русская философия есть самобытная интеллектуально-творческая переработка западный идей.

2. Русская философия связана с религиозным мировоззрением. Ответы на поставленные вопросы она искала, обращаясь к православию.

3. Особое внимание к философским проблемам развития истории – историософичность.

Как писал Бердяев: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что есть Россия и какова ее судьба». Причем Россия рассматривается в ее вселенском масштабе, смысле и роли. Задачи ее видятся всемирными, отсюда и специфика национальной психологии, по мнению философа Шпета: ответственность перед будущими поколениями, неумение и нелюбовь жить настоящим, беспокойство о вечном, мечта о всеобщем счастье.

Ориентируясь на высшие цели: свобода, духовность, русская мысль была одолима желанием всех спасти: запад от меркантильности, дать ему духовности, на восток принести миролюбивые идеалы, милосердие.

4. Антропоцентричность.

5. Направленность на решение практических вопросов.

6. Иррациональность. По большей части русская философия является интуитивным творчеством. Ей не свойственна интеллектуальная логика и систематизация взглядов.

7. Онтологичность – большая роль отводится бытию, а не познанию.

8. Космизм.

9. Органицизм - идея единого, целостного организма мира. Отсюда соборность, социальная солидарность, общая задача, общинность, взаимопомощь, коллективизм, антииндивидуализм и, как следствие

10. Антибуржуазность, идеи социализма. В буржуазии видели отсутствие высоких порывов (Бердяев), приоритет материальных ценностей над духовными (Достоевский), мещанский дух сытости и успокоенности (Герцен), но ведь буржуазия – это и предприимчивость, и труд, и риск, что упускалось при несколько однобоком подходе русских философов.

Сказывалось значительное влияние православия, где поэтизируется нищета, осуждается богатство, превозносятся аскетизм и даже юродство. На Руси, как известно, считалось, что юродивые, отказавшиеся от соблазнов мира, удобств, богатств, приносящие в жертву земное ради небесного, святые, в этом их духовное величие, чистота души. Сам Иван Грозный смирялся перед такими «святыми пророками», а патриарх Никон сажал с собой обедать юродивого Киприяна, допивал за ним напитки.

Антибуржуазный дух, пронизывающий общественную мысль России 19 – начала 20 века сыграл определяющую роль в развитии России. В ХХ в. она не присоединилась к общей струе развития мировой цивилизации. Постоянное подчеркивание своеобразия исторического пути России привело к тому, что в массовом сознании закрепилась мысль, что Россия должна пройти особый путь в истории. Эта идея воплотилась в концепции построения социализма и коммунизма в отдельно взятой стране.

 

2. Славянофильство и западничество как идейные направления в философии России XIX века.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство, опиравшееся на православно-русское направление в общественной мысли России. Его основными представителями являются Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856) и Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860), которые стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать особую русскую философию. В основе их взглядов лежала идея об особой роли русского народа, его уникальной миссии в развитии всей мировой цивилизации, о его религиозной и культурной самобытности. Решающая роль в отводилась православию. А.С. Хомяков писал, что именно православие сформировало «русский дух» и «исконно русские начала».

Христианство, как известно, раскололось на три направления: католицизм, православие и протестантизм. Хомяков считал, что в этих трех направлениях разное сочетание свободы и единства. В католицизме нет церковной свободы (непогрешимость папы римского), в протестантизме – абсолютизация человеческой свободы не подкрепляется единством. Хомяков считает, что только православие гармонично сочетает свободу и единство, индивидуальное и церковное.

Это гармоничное сочетание индивидуального и церковного лежит в основе ключевого понятия воззрений славянофилов – понятия соборности, что означает духовную общность людей как следствие взаимодействия свободной человеческой воли и божественной благодати.

Славянофилы считают, что соборность может быть понята и усвоена только членами православных общин, и недоступна чужим. Наиболее важные «чувства сердца» воспитываются в православных культах. Культы не могут быть заменены изучением веры, надо прочувствовать их, участвуя в культовых действиях. Приобщаясь к Богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить спасение. Здесь возникает стремление к единству с другими членами православной общины. Но при этом каждый по своему переживает свои отношения с Богом и отсюда принцип «единства во множественности».

Славянофилы опровергли существовавшее мнение о непримиримом противоречии между религией и философией и призвали к созданию самобытной русской философии, которая бы укрепляла соборные начала.

Славянофилы считали, что есть некая «духовная сущность» народа, в России в ее основе лежат православие и общинность. Представителями народного духа являются правители, при этом лучшая форма правления – монархия, самодержавец должен действовать в интересах всей земли русской.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. Западные народы извратили свою веру, что повлекло распад общества на эгоистичных индивидов вместо соборной общинности и недостатки культуры. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим путем, который должен привести ее к мировому лидерству.

Славянофилы идеализировали сельскохозяйственные общины, считая их лучшей формой социальной организации жизни, гармоничным сочетанием личных и общественных интересов, где инстинктивно, путем следования древним религиозным традициям возникают наиважнейшие духовно-нравственные принципы: честность, патриотизм, готовность отстаивать общественные интересы и т.д. Они выступали за распространение общинной формы организации во всех остальных сферах, что, по их мнению, будет способствовать укреплению духа соборности. Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Тогда будет выполнена задача нашей внутренней истории.

Под влиянием славянофильства в 60-х г. 19 в. сложилось общественно-литературное движение почвенничество. Почва для Достоевского – это родственное единение с русским народом, для чего необходимо, по мнению Достоевского, иметь в душе Христа и работать над собственным моральным очищением. Достоевского называют мыслителем экзистенциального склада, путеводной звездой экзистенциалистов 20 в., т.к. на первом плане у него стоит вопрос о смысле жизни, который решается не путем рациональных рассуждений, а в лоне глубоких переживаний. При этом он профессиональный писатель, а не философ, им не сформулировано четких философских концепций.

То же самое можно сказать и о Льве Николаевиче Толстом, занимавшемся религиозно-этическим искательством. Для Толстого Христос – человек, научивший других, как применять любовь. В основе христианской любви к людям лежит принцип непротивления злу насилием.

Славянофилы противостояли западникам, это Николай Владимирович Станкевич, Петр Яковлевич Чаадаев, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, которые были убеждены, что Россия должна учиться философии у запада. Они создавали кружки по изучению западных философов, стремились использовать их идеи для быстрейшего преобразования российской действительности.

Особо выделялся глубоким знанием западной философии философ, писатель и политик А.И. Герцен, оценивший диалектику Гегеля как «алгебру революции». Для философии Герцена характерны: синтетичность, народность, всеохватность. Все его взгляды пронизаны идеей единства (единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической жизни он стремился к достижению общества без насилия, идеалов народного социализма.

Позднее лидером западников стал Николай Гаврилович Чернышевский, на которого значительное влияние оказала философия Фейербаха. Чернышевский также как и Фейербах антропоцентрист, материалист и атеист. Но он дополнил философскую характеристику человека экономическим, социально-политическим и этическим анализом. Он разрабатывал проблемы экономики, считал, что первостепенное значение для жизни человека имеют материальные условия быта.

В этике Чернышевский сторонник «разумного эгоизма», согласования поступков с внутренними убеждениями и разумом. Философия Чернышевского способствовала развитию русской культуры второй половины 19 в. и внесла в нее ряд жизнеутверждающих мотивов.

 

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он создал целостную мировоззренческую систему, связывающую религиозную и социальную жизнь человека. Основой такого мировоззрения, по его мнению, должно стать христианство, причем в единстве всех его конфессий. Он включил в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, стремился создать синтез религии и философии.

В 21 г. он защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (Против позитивистов)», в 27 – докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал», где решались фундаментальные гносеологические и этические проблемы.

«Отвлеченные начала» – одна из основных способностей нашего духа есть отвлечение, когда наш ум, рассматривая существующее, останавливает свое внимание на той или другой его стороне, том или ином объекте, закрывая глаза на все остальное. Эта умственная деятельность необходима в силу ограниченности нашего ума, вынужденного сосредотачиваться на чем-то одном, отвлекаясь от остального. В.С. Соловьев отмечает, что отвлекаясь и комбинируя продукты отвлечения, можно уйти далеко от действительности.

Сам Соловьев считал философом лишь того, кто имеет целостную философскую систему, а не разрозненные мысли. В истории философии этому критерию мало кто отвечает.

Известные труды: «Оправдание добра», «Смысл любви», «Красота в природе» и др.

Центральная идея Соловьева – идея всеединства. По его учению, все сущее – есть единое. Основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и человеком. Основной принцип всеединства – «Все едино в Боге». Философ характеризует Бога как положительное всеединство, космический разум, особую организующую систему, действующую в мире. В свою систему Соловьев вводит также понятия «идеи» и «мировой души» - Софии. Божественный ум распадается на множество атомов – живых элементарных сущностей, лежащих в основе всякого предмета или явления, трактуемых как идеи.

Во всем заключено в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда формула: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности – благо, истина и красота образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь подрывает корни всякого эгоизма. Истинная любовь – воссоединение в боге, истинная духовность, что обеспечивает спасение, воскресение человека, преодоление смерти.

 

1. Русская философия ХХ века.

Судьба русской философии ХХ в. крайне драматична. После революции 17 г. значительная часть интеллигенции была выслана или эмигрировала за границу (это Николай Александрович Бердяев, Сергей Николаевич Булгаков, Семен Людвигович Франк, Николай Онуфриевич Лосский и др.) Многие инакомыслящие философы оказались в тюрьмах, в 1922 г. советское правительство арестовало более 100 профессоров и писателей, многие были репрессированы или высланы из России (отец Павел Флоренский погиб в тюрьме).

Покинувшие родину занимались разработкой религиозно-философской проблематики, философы советской России работали в русле марксизма – ленинизма.

Из русских философов, работавших за рубежом особо выделяется Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948). Его философия экзистенциальна. Центральной темой философии Бердяева является человек свободный и творческий, каким он является только в свете божественного «ничто». «Ничто» – это принцип свободы, который не контролируется Богом. Бог и человек свободны в своих действиях. В своей свободе человек божественен. Бердяев в силе своих взглядов был противником тоталитарного режима, террора и насилия. Он убежден, что по природе своей человек существо свободное и должен преобразовывать мир в соответствии с принципами свободы и творчества, а не революциями и террором. Основные работы: «Смысл творчества», «О смысле истории», «Философия свободного духа», «О назначении человека» и т.д.

Из советских философов выделяется Алексей Федорович Лосев, который осуществил глубокий анализ античной и возрожденческой философии и создал диалектико-феноменологический метод, где соединил диалектику, феноменологию и символизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.