Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка нервно-психического развития

Критерии оценки НПР:

- моторика;

- статика;

- условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система);

- речь (2 сигнальная система);

- высшая нервная деятельность

Моторика (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. Для здорового новорожденного характерен физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза. Движения у них ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные (дрожащие). Сначала координированными становятся движения мышц глаз (на 2-3 недели), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете. Затем совершает поворот головы за игрушкой – указывает на развитие шейных мышц. Деятельность рук развивается на 4 месяце, движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками. К концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты – это не просто ходьба, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении.

Статика – это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики – удерживание головы – появляется на 2-3 месяце жизни, а в 3 мес ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении. Второй признак – малыш сидит – развит в 6-7 мес. В этом возрасте начинает ползать. Третий признак – ребенок стоит – в 9-10 мес. Четвертый признак – ребенок ходит – к концу первого года жизни

Условно-рефлекторная деятельность – это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды собственные потребности. Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и плачет, пососал грудь, наелся, уснул.

При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны во времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по разному.

Речь появляется у ребенка на 4-6неделе, когда он начинает аукать. Произношение первых звуков называется гуление. В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба-, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет. К концу первого года жизни в лексиконе уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, на, мама, папа и др.). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умственной способности интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.

Кроме этих критериев выясняют еще у новорожденного и ребенка грудного возраста безусловные рефлексы. Они делятся на три группы:

1) Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни – глотательный, сухожильные рефлексы с конечностей, роговичный, конъюнктивальный, надбровный (постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызывает смыкание век)

2) Транзиторные рефлексы – существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте. К ним относятся: оральные рефлексы – сосательный (10-12 м), поисковый (3-4 м), хоботковый (2-3 м), ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (2-3 м); спинальные рефлексы – защитный (2 м), опоры (2 м), автоматической походки (2 м), хватательный рефлекс Робинсона (3 м), рефлекс Моро (4 м), рефлекс Бабинского (4-6м), рефлекс Галанта (3-4 м), рефлекс Переса (3-4 м)

3) Установочные рефлексы – их нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте. К ним относятся: верхний рефлекс Ландау (появляется в 4 мес) – находясь на животе, ребенок поднимает голову, верхнюю часть туловища и, опираясь руками, удерживается в таком положении; нижний рефлекс Ландау (появляется в 5-6 месяцев) – находясь на животе, ребенок разгибает и поднимает ноги.

После оценки выраженности всех пяти критериев, проявления безусловных рефлексов необходимо сопоставить полученные данные с возрастом ребенка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей | Семиотика нарушений нервной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.