Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика нарушений нервной системы

Стигмы – это мелкие аномалии развития, устанавливаемые при внешнем осмотре ребенка. К наиболее частым стигмам относятся:

- надвисание затылочной кости черепа;

- микрогнатия («стертый» подбородок), иногда называется «птичье лицо»;

- раздвоение подбородка;

- низко или асимметрично расположенные уши;

- приращение мочек ушей;

- деформация ушного завитка;

- низкий рост волос на лбу, на шее;

- эпикантус (вниз свисающая складка кожи полулунной формы прикрывает внутренний угол глаз);

- птоз (вниз опущенные веки);

- коротка, длинная шея, кривошея;

- значительное количество складок кожи на шее;

- низкое расположение пупка;

- выпячивание пупка;

- полидактилия (больше 5 пальцев);

- брахидактилия (короткие пальцы);

- арахнодактилия (длинные пальцы);

- синдактилия (сросшиеся пальцы);

- аналогичные стигмы на стопах;

- «сандалевидные» форма стопы – большое расстояние между 1 и 2 пальцами;

- наслаивание пальцев один на другой;

- камптодактилия (искривление внутрь третьей фаланги пятого пальца).

Некоторые стигмы встречаются у здоровых лиц. В норме их может быть не более 5.

Большое количество стигм требует глубокого обследования, т.к. в таких случаях существует большая вероятность аномалий внутренних органов.

Гидроцефалия – заболевание, в основе которого лежит увеличение ликворосодержащих пространств головного мозга и повышение давления спинномозговой жидкости. Гидроцефалия бывает:

А) по времени возникновения – врожденная и приобретенная;

Б) по течению – острая и хроническая;

В) по локализации – внешняя (накопление церебро-спинальной жидкости преимущественно в субарахноидальных пространствах), внутренняя (преобладающее количество жидкости в желудочках головного мозга) и общая (внешняя и внутренняя). При врожденной гидроцефалии при рождении размеры черепа нормальные или слегка увеличенные. Заметное их увеличение и прочие признаки развиваются с первых недель жизни: голова приобретает форму шара, расходятся черепные швы, увеличиваются размеры больщого и малого родничков, отмечается их выпячивание, напряжение, истощение кожи на голове, четко видны вены, большой нависающий лоб, оттопыренные уши, запавшие, полуприкрытые глаза.

Патогномоничный признак – такой признак, который встречается при каком-то одном, иногда двух-трех заболеваниях. Если этот признак выявлен при осмотре больного, то сразу становится ясным, какая патология имеется у ребенка.

Патогномоничным для гидроцефалии является симптом «заходящего солнца» - видна часть белой склеры между роговицей и верхним веком. Симптом является проявлением внутричерепного повышения давления. Периодическое появление такой белой полосы при движениях головы называется «симптом Грефе».

Постепенно у ребенка возникают задержка физического развития, отставание НПР, умственная неполноценность. Прогноз для жизни может быть неблагоприятным.

Микроцефалия – уменьшение размеров церебрального черепа. Ребенок рождается с такой головой, что лицевая часть черепа больше мозговой. Роднички и швы между костями часто закрыты. В дальнейшем лицевой череп все больше преобладает над мозговым, голова сужается кверху. Узкий и низкий лоб, низко расположены больших размеров уши. Чаще всего умственная неполноценность.

Синдром Дауна – одна из форм олигофрении, в основе которой лежит трисомия 21 пары хромосом (у больного в целом 47 хромосом). Основные признаки:

1) Задержка нервно-психического развития – при рождении гипотонус мышц, который долго сохраняется; показатели статики развиваются на 2-3 годах жизни, иногда дети начинают ходить в 5 лет и позже; поздно появляется речь (в 3-5лет ребенок может произносить единичные слова), часто выражены дефекты речи; значительное умственное и психическое недорозвитие.

2) Патогномоничные внешние признаки – косой разрез глаз – «монголоидный»; широкая плоская переносица; макроглоссия – больших размеров язык, часто высунут из полуоткрытого рта; короткая шея; короткие стопы и кисти – брахидактилия; на ладони часто имеется четкая поперечная складка («обезьянья борозда»); «сандалевидная» форма стопы.

3) Нарушения внутренних систем: недоразвитие головного мозга, нарушение дифференциации нервных клеток и миелинизации нервных волокон; уменьшение размеров внутренних органов и их пороки (в 25% случаев имеются врожденные пороки сердца.

Детский церебральный паралич – это широкое понятие, в состав которого входит группа непрогрессирующих неврологических расстройств, генезом которых является нарушение формирования головного мозга в ранние периоды его развития.

Причины ДЦП: влияние тератогенных факторов в антенатальном периоде (50%), родовая травма и асфиксия плода в интранатальном периоде (40%), длительные инфекционные заболевания, черепномозговая травма в постнатальном периоде (10%).

Клинические признаки ДЦП:

1) Нарушение движения – неспособность поддерживать нормальную позу и выполнять необходимые произвольные движения;

2) Часто могут быть: нарушение психики, недоразвитие речи, нарушения зрения, слуха и чувствительности, судорожный синдром.

Менингеальный синдром – клинические симптомы, возникающие при поражении мозговых оболочек.

1) Головная боль (у детей раннего возраста она проявляется монотонным, т.е.однообразным по звуку плачем);

2) Тошнота, рвота;

3) У маленьких детей – выпячивание, напряжение большого родничка и его пульсация;

4) Общая гиперестезия (повышенная чувствительность) – безболезненное прикосновение к коже ребенка сопровождается его беспокойством, плачем, криком;

5) Ригидность затылочных мышц;

6) «менингеальная поза» или «поза легавой собаки»;

7) Симптом Кернига;

8) Симптомы Брудзинского (верхний, средний, нижний);

9) Симптом Лессажа – подтягивание ног к животу при подъеме ребенка за подмышечные впадины.

Судороги – внезапные приступы непроизвольных и кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Судороги бывают:

- тонико-клонические – вначале голова откидывается назад; верхние конечности сгибаются в суставах, нижние вытягиваются (это тоническая стадия). После этого наступает кратковременная остановка дыхания, сменяющаяся глубоким вдохом. Это начало клонической стадии – подергивание всей мускулатуры лица, конечностей, шумное храпящее дыхание.

- тонические – непроизвольное напряжение мышц, без подергивания.

- клонические – непроизвольные подергивания мышц.

Судороги возникают при:

- заболеваниях головного мозга – гидроцефалии, микроцефалии, энцефалите, менингите, черепно-мозговой травме, эпилепсии;

- поражении других систем.

Судороги у детей раннего возраста вызывают:

- интоксикация (в том числе высокая t – фебрильные судороги – при инфекционных заболеваниях, гриппе, пневмонии);

- обезвоживание;

- спазмофилия (нарушение фосфорно-кальциевого обмена при рахите – уменьшение количества кальция).

Чем меньше ребенок, тем выше у него судорожная готовность из-за незрелости головного мозга.

Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи)

 

Зрение. Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития. К рождению развитие глаза и зрительного анализатора не завершено.

Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, слезные железы не функционируют.

С 3 недель ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах и короткое время следит за движущимися.

В 6 месяцев ребенок воспринимает яркие желтые и красные тона, устойчиво координирует движения глаз.

К 9 месяцу возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

К году ребенок может воспринимать геометрические формы. После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением. В 4 года достигается максимальная острота зрения, ребенок готов к начальному чтению.

Слух. Ухо новорожденного морфологически достаточно развито.

Новорожденный слышит, и реакция его на звук выражается в общих двигательных реакциях, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания, ЭКГ и ЭЭГ.

Обоняние. Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.

Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.

Дифференцировка обонятельных ощущений начинает достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Вкус. Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития.

Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого.

Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека.

Постепенно развивается и в младшем школьном возрасте заканчивает развиваться способность различать не только основной вкус, но и градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса.

Чувствительность кожи. Рецепторы болевой чувствительности появляются в конце 3-го месяца внутриутробного развития, и новорожденные сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у старших детей и взрослых.

Тактильная чувствительность плода и новорожденного существенно опережает по срокам своего возникновения все остальные органы чувств.

Терморецепция представлена у новорожденного в морфологически и функционально завершенном виде.

Рецепторов охлаждения почти в 10 раз больше, чем тепловых.

Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка нервно-психического развития | Методы исследования и семиотика нарушений органов чувств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.