Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, мы подошли к проблеме государственного долга и тех краткосрочных и долгосрочных последствий, которые с ним связаны




Основная идея этого подхода состоит в том, что не нужно балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (например, за 5-7 лет). Да, в годы рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкивается с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики.

Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилизаторов. Преодолеть это в известной степени позволяет второй подход к балансированию бюджета.

Чаще всего сталкивались три точки зрения, или три подхода к проблеме балансирования бюджета.

Во второй половине ХХ века, вплоть до середины 1970-х годов, в макроэкономической теории можно было наблюдать теоретическую дискуссию, связанную с разными взглядами на проблемы балансирования государственного бюджета.

1) Бюджет, балансируемый ежегодно, т.е. сальдо доходов и расходов равно нулю.

До выхода в свет работ Дж. М. Кейнса этот подход считался основой здоровых финансов страны. Заметим, что такая мера как секвестр, т.е. приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями (дохода) бюджета, базируется именно на данном теоретическом подходе. Секвестр – не популярная мера, поскольку сокращение расходов государства означает сокращение чьих-то доходов: заработной платы государственных служащих, льгот по налогообложению, дотаций регионам и местным бюджетам, дотации отдельным предприятиям и целым отраслям и т.п.

Однако сторонники дефицитного финансирования выдвигают доводы против концепции сбалансированного бюджета. Возможно, утверждают они, что в результате попыток сбалансировать бюджет усилятся колебания национального дохода. Если во время спада, когда образуется дефицит бюджета, правительство захочет его непременно сбалансировать, то нужно будет сокращать расходы и повышать налоги. А ведь это сдерживающие меры. Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращать налоги. А это «только» перегреет экономику и спровоцирует инфляцию.

2) Бюджет, балансируемый на циклической основе.

3) Функциональный подход к балансированию бюджета (функциональные финансы).

Сторонники этой точки зрения любят задавать вопрос: какая главная задача макроэкономической политики: балансирование бюджета или балансирование экономики? Если главная задача – вторая из названных, и достижение этой цели будет сопровождаться накапливающимся бюджетным дефицитами (т.е. государственным долгом, о котором речь пойдет в следующем вопросе лекции), то пусть так и будет!

Тот, кто пугает «жизнью в долг», говорят сторонники функциональных финансов, зачастую преувеличивает опасности этой ситуации и на самом деле проблемы, порождаемые государственной задолженностью, «… намного менее обременительны, чем полагает большинство людей». Добавим к этому – и как полагают многие современные экономисты-теоретики и государственные деятели, озабоченные несбалансированностью государственного бюджета своей страны.

Не случайно во многих странах мира разрабатываются правиланалогово-бюджетной политики, призванные ограничить дискреционную политику законодательными рамками.

К основным типам правил налогово-бюджетной политики можно отнести следующие:

Сбалансированный бюджет, или правила дефицита

· Баланс между общими доходами и расходами (т.е. запрещение государственных займов); или ограничение размеров государственного дефицита определенной долей от ВВП.

· Баланс между структурными (или отрегулированными в зависимости от фаз цикла) доходами и расходами; или ограничения в отношении структурного (или отрегулированного в зависимости от фаз цикла) дефицита как определенной доли от ВВП.

· Баланс между доходами и расходами по счету текущих операций (то есть займы разрешены только для финансирования оттока капитала).

Правила осуществления займов

· Запрещение осуществлять государственные займы из внутренних источников.

· Запрещение осуществлять государственные займы в центральном банке; или ограничение таких займов определенной долей от государственных доходов (или расходов) прошлого периода.

Правила в отношении долга и резерва

· Ограничение размера общих (или чистых) государственных обязательств определенной долей от ВВП.

· Определение размера средств внебюджетных резервных фондов (такие как фонды социального страхования) определенной долей от ежегодных отчислений от прибыли.

Как показал опыт стран, с развивающимися рынками, к которым относят страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Россию и бывшие республики СССР, те ученые, которые были обеспокоены несбалансированными бюджетами, оказались во многом правы.

Где границы заимствований, после которых начинаются инфляционные процессы, свертывание реального производства, подрыв доверия к национальной валюте? Конечно, можно согласиться, что, в конце концов, «жизнь в долг», «в кредит» – нормальное явление в рыночной экономике. Но вопрос заключается в масштабах и структуре этого долга. Не случайно в последние лет 5-10 вновь популярной стала идея сбалансированного бюджета – и в США, и в России, и в других странах мира, тем более, что этого требует МВФ как один из крупнейших международных кредиторов нашей страны.

9. Государственный долг и его последствия

 

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных профицитов, или излишков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.