Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология – лекция №1


Мы изучаем Пиаже не только потому, что он внес большой вклад в развитие нашей наукой, благодаря его теории формируется научное мышление. Пиаже работал в психологии как естествоиспытатель, начал свою научную работу со сбора фактов, которые, как вы знаете, являются воздух ученным. По признанию своих современников, Пиаже получил Море фактов, а по признанию д. Элкинда, факты Пиаже – самые достоверные факты в области детского развития. Эти факты может повторить любой исследователь, в какой стране бы он не жил.

Пиаже не только получил море фактов, он их систематизировал, и благодаря этой классификации, упорядочил факты, сделал открытие стадий интеллектуального развития:

1. Сенсомоторный интеллект (0-2)

2. Конкретных операций (2-12)

3. Формальных операций (12-15)

Если это ребенок гуманитарного склада, возникновение новых стадий может происходить позже, у некоторых до 18 лет. В обычной жизни для житейских навыков нам достаточно конкретных операций, а формальные мы используем в профессиональной сфере.

Пиаже говорил, что впоследствии никаких новых интеллектуальных структур не возникает. Это самое слабое место в теории Пиаже, но до сих пор не удалось это научно опровергнуть.

До сих пор мы изучали стадии интеллектуального развития, но это только вершина айсберга его теории – то, о чем написано во многих учебниках, где речь идет о теории Пиаже.

Величие ученого определяется тем, на сколько лет он заблокировал развитие науки в своей области. Этой мерой мы так же можем оценить величие Пиаже.

Но он не ограничился сбором и систематизацией фактов, также он изучал Законы развития. По Пиаже, Закон – обобщенное выражение фактов, абстрактная возможность фактов. И Пиаже открыл несколько законов.

Закон децентрации относится к раннему периоду его творчества: закон перехода от общей эгоцентричности через децентрацию к объективной позиции познания вещей, людей и себя самого.

Закон о стадиях интеллектального развития ребенка открыт во второй период его творчества. Пиаже говорит о том, что каждая стадия характеризуется своей структурой интеллектуальной деятельности. От этой структуры зависит картина мира, межличностные отношения, отношение ребенка к самому себе. Последовательность стадий неизменна, ни одна из стадий не может быть пропущена, однако время, на которой та или иная стадия достигается, может меняться, в зависимости от социально-культурной среды, в которой живет ребенок. Детив в Тигиране показывают те же результаты в тестах на сохранение, что и дети в Женеве. Однако дети, которые живут в горных местностях Ирана, достигают новых структур в более позднем возрасте. Так же и у нас, сравнив развитие детей в Москве и в деревне, мы обнаружим различия. Стадии универсальны – их проходит любой ребенок, в какой бы стране он не жил. Из этого мы можем представить себе масштаб открытия, который был сделан Пиаже в области нашей науки.



Как естествоиспытатель Пиаже не ограничивается сбором фактов и открытием законов. Он пытается объяснить эти законы, понять их механизм. – От чего зависит психическое развитее ребенка? Самой распространенной концепцией на сегодняшнее время является концепция двух факторов развития. Большинство психологов придерживаются этой концепции. Пиаже вовсе не отказывается от этих факторов – конвергенции наследственности и среды. Но, как мыслитель, Пиаже эти факторы дифференцирует.

Наследственность дает возможности развития, но эти возможности должны быть использованы благодаря влиянию среды.

Среду он делит на предметный мир и мир людей. Действуя с предметами, ребенок приобретает опыт. Опыт тоже бывает разным. Один происходит для получения навыков, другой – физический опыт является как познание свойств объектов. Физический опыт очень важен, но недостаточен. Третьего вида опыта – логико-математического – изучение разных способов достижения одного и того же результата. Л-М опыт становится доступным примерно с 7 лет. Он приводит к тому, что формируются структуры конкретных операций.

Среда
Предметный мир Мир людей
Навыки Физический опыт. Логико-математический опыт Взрослые. Одностороннее уважение. Сверстники. Взаимное уважения.
         

Отношения ребенка с миром людей он тоже дифференцирует на отношения ребенка с взрослыми и отношения ребенка со сверстниками. Принято, что для интеллектуально развития ребенка определяющее значение играет отношения с взрослыми. Но Пиаже подчеркивает, что в этом случае устанавливаются отношения одностороннего уважения. Взрослый умный, он ему доверяет, не спорит с ним, но искажает воспринимаемую информацию, т.к. он понимает в соответствии с той структурой интеллектуальной деятельности, которая у него есть. Пиаже отношения с взрослыми называет отношениями принуждения – мысль взрослого вытесняет мысль ребенка, но он её искажает.

Отношения со сверстниками, напротив, имеют характер взаимного уважения. С ровесником ребенок может спорить и искать аргументы, чтобы обосновать свою точку зрения.

Проблема соотношения важности для развития логико-математического опыта и опыта отношений со сверстниками была рассмотрена Б. Инельдер.

Когда ребенок изучает свойства предметов, речь идет о рефлексии первого порядка, а когда ребенок ориентируется на способ получения результата – это рефлексия второго порядка.

Пиаже не просто дифференцировал среду, но и поставил новую проблему.

А. Гезелл говорил, что нельзя рассматривать ребенка, как марионетку с ниточкой наследственности и среду. У развития есть внутренняя причина, которая позволяет понять развитие, как процесс самодвижения. Гезелл это сказал, но не исследовал. Эта проблема так и висит.

А. Запорожец для того что бы подчеркнуть, что развитие имеет внутреннюю причину, ввел термин спонтанейность (самодвижение).

Инельдер: «почему страна, которая запустила спутник, до сих пор строит концепции на основе отражения?».

Пиаже: развитие знаний происходит благодаря взаимодействию субъекта и объекта.



Субъект не только воздействует на объект, но и приписывает ему какие-т о качества (субъективные иллюзии). Процесс познания происходит черед освобождение через субъективные иллюзии. Пиаже не считает, что абсолютное знание невозможно, но мы всегда приближаемся к изучаемому объекту, а он отдаляется, оборачиваясь к нам какими-то новыми особенностями. Этот процесс непрервывен.

Задание: выписать определение субъекта, которое представлено в большом психологическом словаре.

Субъект по Пиаже – организм, наделенной функциональной активностью приспособления. Эта функциональная активность осуществляется с помощью двух инвариантных процессов: процесса адаптации и организации. Процесс адаптации, в свою очередь состоит из ассимиляции и аккомодации.

Субъект
Организация Адаптация
  Ассимиляция Аккомодация

Ассимиляция – включение объекта в схему действия субъекта.

Аккомодация – изменение схемы под влиянием свойств объекта.

Мир очень сложен. Если мы представим маленького ребенка, то для него мир очень многообразный и сложный. Сначала эти процессы неуравновешенны. Когда любое воздействие встречает равное себе противодействие, процессы ассимиляции и аккомодации выравниваются. Принцип равновесия рассматривается Пиаже как механизм, который обеспечивает процесс самодвижения.

Благодаря процессам ассимиляции и аккомодации, формируется множество схем действия. Схема действия – то, что сохраняется в действии при его многократном повторении. Но схемы не существуют изолированно друг од друга, они координируются между собой и объединяются в более крупные единицы. Они называются схематами. Схематы тоже координируются и образуют структуры интеллекта. Структуры интеллекта по Пиаже – высшая форма адаптации. Всего их 3: сенсомоторого интеллекта, конкретных и формальных операций.

Что в развитии врожденно и что приобретается при жизни? Врожденны функциональные инварианты – адаптация и организация, а структуры формируются при жизни.

Является ли развитие непрерывным процессом, или это процесс скачкообразный? Пиаже говорит: «процессы ассимиляции и аккомодации непрерывны. У ребенка они рассогласованы, а у взрослого, а структуры развиваются скачкообразно»

В конце жизни Пиаже считал, что ему удалось построить целостную систему, и никаких существенных изменений в последующем не произойдет, только может быть, будут добавлены некоторые детали.

Возможность проверить положения Пиаже, научить ребенка, не понимающего принципа сохранения, его понимать. Дж. Брунер опубликовал книгу «процесс обучения». В этой книге он написал: ребенка любого возраста можно научить чему угодно, если за это как следует взяться. Но можно ли с этим согласиться? Ближайшая сотрудница Пиаже Инельдер высказала предположение – чтобы ребенка чему-то научить, надо чтобы была минимальная интеллектуальная компетенция:

1. Схема соответствия.

2. Умение считать в пределах 5.

3. Когнитивный конфликт.

Инельдер провела эксперимент со спичками и домиками. С детьми, у которых нарушалась схема соответствия, она проводила обучающий эксперимент. Для этого нужно было создать ситуацию когнитивного конфликта. Постепенно, сталкиваясь с конфликтами, ребенок научается их разрешать и обретает понимание сохранения. Это служило доказательством того, что схемы действия уравновешиваются в процессе разрешения когнитивного конфликта.

Пере-Клермон и ее коллеги высказали критические замечание в адрес концепции Инельдер, т.к. она изучает развитие интеллекта в социальном вакууме, т.е. не учитывает отношения ребенка со сверстниками, и высказали, что для развития ребенка важен не сколько когнитивный конфликт, сколько социокогнитивный конфликт. Пере-Клермон выбрала детей, понимающих сохранение, находящихся на промежуточном уровне и непонимающих. Детям принесли бутылочку сока и дали стаканчики разной ширины и длины. Ребенка, который не понимает сохранения, просили налить одинаково сока. Когда он наливает, между детьми возникает разговор. В конце концов, они находят решение – используют один стакан в качестве меры, чтобы налить одинаковое количество сока. Т.е. условия социокогнитивного конфликта способствовали возникновению понимания сохранения количества вещества.

Возрастная психология. лекция №2: культурно-историческая психология – «неклассическая психология».

Эльконин ввел понятие «неклассическая психология» и противопоставил её классической.

Классическая психология – это психология, которая опирается на естественнонаучную парадигму в исследовании психического развития ребенка.

Неклассическая психология опирается на культурно-историческую парадигму. Выготский совершил в психологии переворот геологического масштаба – он изменил основание понимания психического развития ребенка, предложил новую парадигму. Нам это очень важно осознать, чтобы сделать свой профессиональный выбор – по какому пути нам идти.

Какой путь проходит ребенок в процессе психического развития? Какой ход этого развития?

Холл, Бюлер, Пиаже, З. Фрейд, А. Фрейд разработали разные концепции, но все они имеют общую черту. Все они рассматривают развитие ребенка как переход от индивидуального к социальному.

Разные ученые определяют процесс социализации по-разному. Например, А. Фрейд говорит: для того чтобы социализация прошла, необходим переход от принципа удовольствия к принципу реальности, необходимо формирование защитных механизмов, необходимых для совладения со своими влечениями, необходимо формирование эго-аппарата личности. Чтобы социализация произошла, ребенок осваивает требования, которые существуют в обществе, и эти требования связаны с формированием субстанции «сверх-Я», которая при формировании нуждается в поддержке и опоре – идеалах «сверх-я». Но реализация «сверх-я» достигнет своего полного осуществления, когда ребенок будет способен выдержать ограничения в удовлетворении своих желаний, когда человек будет готов подчиняться законам, которые существуют в обществе.

У Пиаже свой смысл понятия «социализации». Он понимает преодоление эгоцентрических черт. Преодоление происходит благодаря условиям кооперациями между детьми- сверстниками.

В Американской психологии социализация – переход от человекоподобного существования в обществе.

А Выготский не говорит о социализации. Он говорит только о социализированной речи, но никогда не использует социализацию при объяснении пути развития ребенка. Для Выготского развитие – это переход от социального к индивидуальному. Поэтому развитие у Выготского обозначается термином «индивидуализация». И этот процесс подчинензакону развития высших психических функций, который гласит: любая высшая психическая функция появляется на свет дважды: сначала, как функция, разделенная между ребенком и взрослым, затем – функция, сформированная уже внутри ребенка.

Из закона развития ВПФ выводится следствие: понятие – зона ближайшего развития. ЗБР определяется тем, что ребенок может делать совместно со взрослым или более развитым сверстником. В процессе обучения, то что он может сделать вместе со взрослым, он сможет в последствии сделать самостоятельно.

В естественнонаучной парадигме источник психического развития ребенка исследователи ищут в природе ребенка. Например, в психоанализе движущей силой является влечение, либидоносная энергия. Пиаже говорил, что развитие надо понимать как саморазвитие, и источником его является тенденция к равновесию между ассимиляцией и аккомодацией.

В культурно-исторической парадигме источник развития находится вне ребенка. В качестве источники рассматривается среда, в которой живет ребенок. В окружающих нас предметах, в предметах культуры заключены человеческие способности. В способностях заключены способы действия с предметами. Эти способы не даны от природы, а заданы каждому из нас. Важным понятием является «ключевое переживание» – единица анализа развития личности ребенка. У каждого из нас в нашей жизни есть ключевые переживания, которые изменяют направление нашей жизни. Это понятие, к сожалению, мало разработано в современной психологии.

Помимо ответа на вопрос, где искать источник развития, так же принципиальное значение имеет вопрос о том, в какой форме происходит психическое развитие ребенка.

Многие для ответа на этот вопрос используют понятие «адаптация». На самом деле, такой ответ мы находим в классической психологии, которая опирается на естественнонаучную парадигму в развитии ребенка. Выготский подчеркивал опасность такого переноса. Если мы берем чужой платок, мы берем и его запах. Если мы из естественнонаучной парадигмы берем какой-то термин, мы берем и его идеологию.

По культурно-исторической парадигме, развитие осуществляется в форме освоения накопленного опыта. Человек не адаптируется, а осваивает.

Специфика психического развития. С точки зрения культурно-исторической парадигмы психическое развитие происходит с помощью взаимодействия идеальной и реальной формы. Когда ребенок появляется на свет, культура уже есть, и она взаимодействует с ребенком. Этим объясняется нарушение развития речи детей, которые содержатся в детском доме. У детей отсутствует идеальная форма. Другой пример – слышащий ребенок рождается у глухих родителей. Идеальная форма нарушена, и развитие речи также нарушается.

Движущие силы. С точки зрения естественнонаучного подхода движущей силой развития является конвергенция фактора наследственности и среды. В разных концепциях придается определяющее значение либо фактору наследственности, либо фактору среды. Пиаже добавляет новый фактор – равновесия. Для Выготского если среда является источником развития, то движущей силой развития ребенка будет обучение. Мы развиваемся, потому что мы чему-то учимся.

Для нашей профессиональной работы нужно выбрать путь исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кредит предоставляет не банк, а предприятия и организация, занимающаяся производством и реализацией продукции | Влияние обучения на развитие

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.