Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория инстинктов Гальперина

Что такое беспомощность? Качественные отличия животных и человека.

Ребенок не имеет ни одной готовой формы приспособления к внешнему меру. Но проблема беспомощности гораздо глубже. У Дж. Брунера есть статья «сущность и значение беспомощности». В этой статье Брунер говорит, что беспомощность это не потеря, а величайшее приобретение человеческого ребенка. Она обеспечивает возможность развития ребенка в любой культуре, в любом обществе. Психика формируется при жизни, и это действительно преимущество человеческого вида. Если у животных есть свои ареалы обитания, то человек, будучи рожденный открытый для формирования психики, может приспособиться к любым условиям.

Портман разделил всех животных на зрелорождающихся и незрелорождающихя. Первые повявляются на свет с функционирующими органами зрения и слуха, способный перемещаться. Незрелорождающиеся появляются на свет с закрытыми глазами, и они при этом могут самостоятельно передвигаться. Отсутствие зрение и слуха – условие того, чтобы они не ушли далеко от своей матери.

С точки зрения классификации Портмана, ребенок – вторично незрелорожденный. Органы зрения и слуха функционируют, но передвигаться он не может.

Другой зоолог Хасентштейн говорит, что классификация Потрмана не полна, потому что она не учитывает животных, живущих на деревьях. Обезьянка переносит ребенка на своей спине. У таких детеныше развит рефлекс Робинзона, позволяющий детенышам цеплять за шерсть матери. У детей имеется тоже этот рефлекс, но быстро отмирает за ненадобностью. Таким образом, детеныши обезьяы могут передвигаться, слышать и видеть, но только с помощью матери. Таким образом, с самого раннего возраста впитывают влияния внешнего мира, но при этом всецело зависят от матери.

Важен вопрос о качественной грани между ребенком и человеком. Основным биологическим итогом антропогенеза является прекращения анатомо-физиологической эволюцией. В течение человеческой истории все люди относятся к одному виду, и никакого нового вида не возникло.

П. Я. Гальперин говорил о психологическим итогом антропогенеза – отмирании инстинктов. Гальперин обосновывает эту точку зрения в статье «проблема биологического и социального в психике человека». Жизнь человека в обществе несовместима с существованием инстинктов.

В этой статье говорится о двигательной теории инстинктов. Автор теории был Фабр. Согласно его концепции инстинкты – это врожденные, одинаковые у всех представителей вида наследственные. Не требующие обучения, стереотипные и целесообразные видны поведения. Эта теория называется двигательной потому что поведение характеризуется по внешним реакциям животного. Эта теория призналась в последствии несостоятельной.

Концепция, которую предлагает Петр Яковлевич является сенсорной теорией инстинктов. Центальным механизмом является специфическая чувствительность к тем предметам, которые удовлетворяют потребность. Любое поведение всегда связано с наличием потребности. Потребность связана врожденной связью с инстанцией специфической чувствительности к свойствам объекта, который удовлетворяет потребность (безусловным раздражителям). Когда потребность находится в состоянии возбуждения, то порог специфической чувствительности снижается, и малейшее свойства объекта, удовлетворяющее потребность приводит к реакции. Но объекта, удовлетворяющего потребность может не оказаться рядом, поэтом при наличии потребности активизируется неспецифическое поисковое или апетантное поведение.

Объект находится, и специфическая чувствительность реагирует на него, и тогда активизируется специфическое поведение, которое может выражаться в инстинктах, навыках или разумном поведении.

У человека между организмом и объектом потребности формируется промежуточная среда: общественная система. Она меняет тип жизни человека. Этот тип жизни приводит к тому, что систематически тормозится врожденная связь между потребностью и специфической чувствительностью. Есть некие элементы, которые включают в себя вегетативные реакции, мимику/пантомимику, сужению поля сознаний. Если мы видим объект, который привлекает наше внимание, наше поведение всегда опосредуется системой норм, образцов поведения, существующих мнение. Наше поведение зависит от тех требований, образцов, систем оценок, которые существуют в обществе. (см. картинку)

 

И жизнь в обществе не совместима с инстинктивными формами поведения. Там где связь между потребность и специфической чувствительностью теряется, структура потребности меняется. В отличие от потребностей животных, потребность человека не предопределяет поведение человека. Биологическое в человеке, как говорит Гальперин, заключается в том, что у него отсутствует предопределенное отношение к объектам, которые удовлетворяют его потребность.

Гальперин ставит вопрос о том, почему не появляются новые инстинкты. Для того чтобы инстинкты сформировались, нужно продолжительное время. Для человека это невозможно, т.к. для него задачи развития ставит общество, которое меняется очень быстро. И развитие инстинктов не поспевает за развитием общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис новорожденности | Возрастная психология. Лекция №3: Младенчество и кризис одного года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.