Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления

Особенности управления ритейловыми сетями

В последние годы в России начали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:

1. поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;

2. занятия свободной ниши;

3. агрессивного проникновения - создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

1. концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

2. централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

3. сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

4. внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;

5. оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

6. использование метода штрихового кодирования;

7. внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

Так, «инвестиционная» модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.

В определенной степени этих недостатков лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.

Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.

На практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу.[5]

На данном этапе можно выделить 5 основных типов торговых сетей в России.

Среди национальных операторов:

1. иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;

2. иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию;

3. российские компании, планирующие экспансию во все регионы;

Среди локальных компаний:

1. работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России;

2. работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы.

Одно из основных различий между отечественными и западными сетевыми структурами - последние обладают огромными финансовыми ресурсами. Крупные зарубежные компании инвестируют в строительство супермаркетов и гипермаркетов. В торговых сетях зарубежных компаний, функционирующих в столичном регионе, среднедневная выручка с 1 м? торговой площади составляет 29,1 доллара. Максимальная величина этого показателя в Metro - 34,7, минимальная - в Auchan - 25,3. Их главные конкурентные преимущества - умеренные цены и насыщенный ассортимент, насчитывающий более 60 тыс. наименований.

Российский розничный рынок даже в Москве остается высокодезинтегрированным. Пока на нем мало компаний национального масштаба. Это делает необходимой растущую консолидацию рынка. Она пойдет двумя основными путями: с помощью укрупнения российских торговых сетей и прихода в Россию крупных международных ритейлеров.

Столица остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает Россию на 3-4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к Польше или Чехии. На сегодняшний день в столице действуют порядка 50 продовольственных и 40 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, более половины которых отвечают всем современным требованиям. В современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований товаров.

По некоторым оценкам, к 2010 г. доля объединенных торговых сетей России достигнет 40 - 60% общего розничного товарооборота. В Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей превышает 60%. Если в начале 2000 г. в Москве было около 50

Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами - совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые компании зарабатывают, прежде всего, за счет оборота.

Главной тенденцией в развитии российских розничных сетей - стремление к мультиформатности. В начале пути каждый из крупных игроков занимал определенную нишу. Сейчас же внутри сетей началась диверсификация. Игроки создают мультиформаты в основном за счет открытия гипермаркетов: у «Пятерочки» появилась «Карусель», у «Седьмого континента» - «Наш гипермаркет», во втором полугодии 2007 года открытие гипермаркетов планирует «Магнит». Кроме того, внутри сетей происходит деление на универсамы, магазины у дома, премиальные супермаркеты. Во многом развитие мультиформатности происходит за счет слияния и поглощения. Самой значимой сделкой такого рода в 2006 году стало слияние розничной сети «Пятерочка» и ТД «Перекресток», в результате чего образовалась крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания Х5 Retail Group.[13]

2.2 Эволюция форматов розничной торговли.

Форматы розничной торговли развиваются во всем мире по единой логике, и российский розничный рынок повторяет основные этапы развития рынков более развитых стран. Доля современных форматов торговли на российском рынке за три года выросла почти в два с половиной раза и в 2006 году составила порядка 27%. Как отмечает большинство экспертов, эта тенденция продолжится и в будущем. К 2010 году доля современных форматов в России должна составить 45%. Темпы роста доли организованной розничной торговли будут в ближайшее время увеличиваться, так как ведущие сети в последнее время наряду с органическим ростом используют слияния, поглощения и франчайзинг в качестве стратегии выхода на новые рынки. Эволюция происходит на фоне неизбежного вытеснения традиционных форм торговли более современными.

Сначала возникают продовольственные форматы, которые обеспечивают высокий трафик у покупателей и быструю оборачиваемость товаров. На первых этапах развиваются форматы, которые позволяют поддерживать высокий уровень валовой маржи, - супермаркеты, мягкие дискаунты. Первые супермаркеты появились в России в середине 1990-х годов: в 1994 году на рынок вышел «Седьмой Континент», в 1995-м - «Перекресток». Супермаркеты привлекли потребителей качественными брендованными товарами и качеством обслуживания, невиданным прежде постсоветскими покупателями: круглосуточной работой, современным дизайном и широким ассортиментом. Низкая конкуренция позволяла супурмаркетам поддерживать довольно высокий уровень цен, а низкий платежеспособный спрос ограничивал поначалу возможности роста. С увеличением конкуренции и появлением в одном регионе нескольких супермаркетов перед менеджером компаний остро встал вопрос оптимизации деятельности, что привело к развитию сетевого бизнеса. Экономия в таком случае достигается за счет скидок при большом объеме закупок, минимизации затрат, централизации управления.

Мягкие дискаунтеры - следующая после супермаркетов ступень развития в эволюции розничных форматов. К ее появлению привел рост чувствительности к ценам. В мягком дискаунтере цены поддерживаются на постоянно невысоком уровне, ассортимент сокращен до товаров, которые реализуются наиболее быстро, услуги минимизированы. Первыми представителями этого формата в России стали «Копейка» (компания вышла на рынок в 1998 году) и «Пятерочка» (1999год)

Вслед за мягкими дискаунтерами стали активно развиваться гипермаркеты, реализующие концепцию «низких цен и высокого качества в большом пространстве». Первыми формат гипермаркетов в Москве и Санкт-Петербурге представили: «Рамстор» (1997), «Ашан» (2002 год). Ответом на успех гипермаркетов стало появление жестких дискаунтеров, в которых минимальные цены сочетались с близостью расположения и удобством транспортировки. Однако в России пока жесткий дискаунтер не получил развития, так как этот формат предъявляет очень высокие требования к внутренней организации компании и качеству применения современных технологий управления.

Одновременно с жесткими дискаунтерами во многих странах появляются магазины cash&carry. Этот формат поставлен в России с 2001 года немецкой компанией «Метро», а также петербургской «Лентой». В основе формата - ориентация на мелкооптовую торговлю, на профессиональных покупателей - представителей малого и среднего бизнеса. Однако специфика российских cash&carry в том, что они работают с розничными покупателями. Учитывая ассортимент и размеры торговой площади, а также принятую в современном российском ритейле терминологию, «Метро Кеш энд Керри» можно условно отнести к формату гипермаркет.

Одновременно с гипермаркетами, жесткими дискаунтерами и центрами cash&carry в России происходило развитие формата, предлагающего универсальный ассортимент в местах, наиболее удобных для покупателя, - магазины у дома.

Цикл эволюции форматов в России проходит быстрее, чем в Западной и восточной Европе. Это объясняется тем, что в мире накоплено обширное ноу-хау в рознице, есть много примеров удачной практики ритейла, которую активно применяют ведущие российские игроки. Кроме того, выход на рынок крупнейших глобальных игроков также способствует активному развитию розничных технологий в России.

На данный момент в России активно развиваются все форматы, но развиваются они с учетом особенностей местного рынка, общей инфраструктуры, покупательской способности и культурных привычек. Такой адаптацией можно назвать наличие в российских cash&carry не только мелкооптовой торговли, но и розничной, а также отсутствие жестких дискаунтеров. Развитие чистых дискаунтеров в чистом виде на сегодняшний день в России, практически невозможно из-за особенностей экономического развития страны и национального розничного рынка. Существующие представители этого формата выступают на грани мягкого дискаунтера и универсама экономического класса. В целом российские розничные сети в настоящий момент заняты освоением свободных площадок, надеясь в будущем более четко определиться с основными форматами своих сетей.

На российском рынке представлены все продовольственные форматы, динамично развиваются непродовольственные сети. С точки зрения эволюции форматов российский рынок в настоящее время находится на этапе более интенсивного развития специализированных форматов. На рынке уже есть формат DIY (OBI, Castorama, Leroy Merlin), электроники и телефонии («Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», MediaMarkt, «Евросеть» и др.), парфюмерии («Арбат Престиж», «Л`Этуаль», «Иль Де Боте», «Рив Гош»), аптек («36,6», «Ригла» и др.), одежды (Sela, «Спортмастер» и др.). постепенно начал развиваться формат дрогери («Южный Двор», «Парфюм Маркет»)

Российская организованная розничная торговля находится в конце стадии быстрого роста. До стадии насыщения еще года четыре как минимум. Наиболее активное развитие ждет дискаунтеры и гипермаркеты. В качестве причины выступает четкая ориентация этих форматов на потребительские сегменты: те, кому важна цена, и те, кому важен выбор и удобство. Супермаркеты теряют свои позиции. Их потребители делают выбор между ценой (дискаунтеры) и ассортиментом (гипермаркеты). Фактор лояльности к супермаркетам у нас недостаточно развит. Причина в том, что пока российский потребитель в первую очередь ориентируется на цену, а глобальной разницы в качестве товаров между гипер- и супермаркетами он не видит: качество и там, и там примерно на одинаковом уровне.

На волне увеличивающегося благосостояния городского населения набирают рост магазины у дома. формат небольшого супермаркета или, как его еще называют, магазина у дома будет более востребован с точки зрения развития в ближайшее время. Причем это касается и таких мегаполисов, как Москва, и небольших городов с населением 10-50 тыс. человек. Однако, этот формат никогда не получит такого существенного развития, как, например, гипермаркет или дискаунтер.

В настоящий момент процесс развития розничных форматов в России перешел на качественно новый уровень: речь уже идет о формировании разных концепций внутри одного формата, прежде всего ценовых концепций и связанных с ними ассортиментной политике, качестве обслуживания покупателей, подходах к повышению лояльности целевой группы покупателей уже не только к формату, а к конкретной концепции сети и даже к конкретному бренду.

Современные тенденции в менеджменте розничной торговли

Сетевая торговля сама по себе может являться конкурентным преимуществом перед отдельно стоящим магазином. Причин для этого несколько:

1. Консолидированные закупки товаров крупной торговой компанией обеспечивают лучшие ценовые условия от поставщика за счет закупаемых объемов.

2. Для сетевой структуры рентабельным становится наличие своего центрального склада, что в свою очередь позволяет создавать товарный буфер, компенсируя неритмичность и нарушение сроков поставки товаров внешними поставщиками.

3. Наличие склада и своего транспортного хозяйства создают предпосылки существенного сокращения площади подсобных помещений и соответственно товарных запасов в магазинах, а также снижают затраты и издержки на предпродажную подготовку товаров.

4. Имеется возможность сократить аппарат управления в расчете на один магазин, а значит уменьшить "кадровый голод" и содержать более высококвалифицированных специалистов.

5. Существенно увеличиваются возможности для широкой известности и узнаваемости магазинов компании, что способствует росту товарооборота и т. д.

Строительство сетевой розничной торговой компании, как правило, начинается в трех случаях:

1. При строительстве второго магазина.

2. Когда оптовая компания принимает решение расширить бизнес, за счет открытия "свои" розничных каналов сбыта.

3. Если есть проект создания розничной сети. Например, когда инвестиционные, производственные, нефтяные компании пытаются диверсифицировать бизнес.

Основные задачи, которые надо решить при переходе от отдельно стоящего магазина к эффективно функционирующей сети розничных магазинов.

1. Обеспечить возможность проведения централизованной закупочной политики - главный фактор формирования конкурентного преимущества торговой сети.

2. Снизить издержки, в том числе на аппарат управления - важнейший фактор для установления конкурентной розничной цены.

3. Увеличить оборачиваемость финансовых ресурсов. Это достигается комплексом мер, главным из которых является высокотехнологичная логистика.

4. Обеспечить решение управленческих задач минимальным количеством управленческого персонала.

5. Оптимально разместить менеджеров на объектах торговой компании.

6. Вести эффективную ассортиментную политику.

7. Максимально автоматизировать технологические процессы, обеспечивающая единое информационное пространство и актуальность информации в реальном масштабе времени.

Необходимо сразу определится в нескольких вопросах - какую компанию строить:

1. Региональную или общенациональную компанию. Одной из сложнейших задач построения национальной сети с централизованным методом управления является создание информационной системы, обеспечивающей "товарную" консолидацию в центре.

2. Одноформатную или мультиформатную розничную сеть. Наличие в сети магазинов различных форматов существенно усложняет управление логистикой в торговой компании. Для различных форматов магазинов свойственна различная номенклатура. Однако появляется возможность охватить значительно более широкие слои покупателей.

3. Какой метод управления сетью Вы выберете - централизованный или децентрализованный. Преимущества сетевой структуры могут быть вполне реализованы лишь при централизованном управлении, но проблема заключается в том, как оптимально распределить функции между центром и на местах с тем, чтобы развивать инициативу внизу с полным контролем сверху.

4. Какую модель управления выбрать.

"Инвестиционная" модель: инвестирующий и синтетически консолидирующий финансовый центр, с практически самостоятельными объектами хозяйствования.

Применение. Такую модель использует значительная часть торговых компаний, не являющихся в полном смысле слова сетевыми ритейлерами (объединены общими инвесторами, либо торговой маркой).

Преимущества. Задачи управления в центре упрощены. Возможность проявления инициативы на местах.

Недостатки. Невозможно использовать преимущества сетевого оператора. Зависимость от качества менеджмента конкретного исполнителя. Отсутствует консолидация закупок.

"Холдинговая" модель: центр определяет закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены), но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Для центра не слишком важна высокая оперативность информации о состоянии торговых объектов (возможно обновление информации - раз в сутки).

Применение. Используется значительной частью российских розничных компаний и более или менее успешно реализует одну из основных задач сетевого ритейла - консолидацию закупочной политики. Чаще всего эту модель управления выбирают розничные операторы, делегирующие функции оперативного взаимодействия с поставщиками менеджерам магазинов.

Преимущества. Гибкость в управлении конкретным магазином менеджерами на местах. Такая модель может быть частично использована (в частности, для взаимодействия центрального офиса с "кустовыми" офисами, а также с масштабными франчайзинговыми структурами) при построении розничных торговых систем национального масштаба.

Недостатки. Чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки. Сложно поддерживать непротиворечивость данных в центре, причем с ростом числа магазинов эта проблема становится все более острой. Увоение парка серверов, многократное увеличение стоимости системного и прикладного ПО, а также увеличение численности IT-персонала.

"Централизованная" модель: наиболее эффективная организация сетевого ритейлера. Единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в логистических операциях (заказ, инвентаризация, переоценка).

Применение. Используют сети магазинов, в состав которых могут входить как магазины одного формата, так и магазины разных форматов.

Преимущества. Снижение издержек. Эффективное использование аппарата управления при его концентрации в едином центре. Фактически, - это дистанционное управление торговыми объектами, которое дает колоссальный эффект от возможности организовать процесс управления непрерывным образом, интенсифицировать все бизнес-процессы торговой компании, а значит, получить значительное конкурентное преимущество.

Недостатки. Зависимость работы системы от канала связи. Если до конкретного удаленного объекта провести канал связи не представляется возможным, возникает необходимость либо развернуть автономную информационную систему с возможностями обмена информацией с центральным сервером, а также разместить аппарат управления, достаточный для автономной работы магазина для подключения объекта по "холдинговому" методу управления, либо работать по, так называемому, "лоточному" принципу.

"Лоточная" модель: тотальная концентрация управления в центре и практически полное отсутствие функций управления в магазине (кроме отпуска товаров покупателям). В центральном офисе находится информационная система и ведется учет, там же сосредоточен весь аппарат управления, в магазинах - только кассовые аппараты.

Применение. Применяется для некоторых форматов магазинов, в основном для так называемых "жестких" дискаунтеров. По такой технологии работают некоторые западные сети, растет интерес к ней и со стороны российских компаний.

Преимущества. Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов.

Недостатки. Практически исключается прямая поставка "новых" товаров в магазин. Осложнена технология проведения предпродажной подготовки товаров в магазине.

Гибридная модель: в одной сети имеются объекты, управляемые централизованно, а часть магазинов может работать по "холдинговому" или, например, "лоточному" принципу.

Применение. Подобный метод управления встречается у розничных операторов, строящих национальные и интернациональные сети. Причем региональные "кусты" для центра могут выступать как подразделения, работающие по централизованной модели управления с распределенной информационной архитектурой, внутри которых в свою очередь будет применяться либо "централизованная", либо гибридная модель управления.

Преимущества. Практически единственно возможный метод управления для национальных и интернациональных сетевых ритейлеров в российских условиях, обеспечивающий товарную консолидацию в центре.

Недостатки. Схожи с недостатками "холдинговой" модели управления. Однако они могут быть существенно уменьшены, если территориальные "кусты" управляются по "централизованному" или "лоточному" методу управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства визуального сопровождения | Организация управления в ртс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.